Журналист, документалист и защитник дальневосточных леопардов Василий Солкин рассказал о работе над своим новым фильмом "Земля леопарда. Карусель жизни", о сложностях съёмки в тайге, кропотливо собранном материале и творческих планах.
— "Земля леопарда. Карусель жизни" — уже ваш десятый фильм о леопарде и нацпарке. С чем связан такой интерес к пятнистому герою?
— Ну начиналось-то всё с поединка, с брошенного вызова. Тридцать лет назад все в один голос утверждали, что снять кинокадры дальневосточного леопарда в дикой природе "врукопашную", без применения автоматической техники невозможно, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. У нас в конце концов получилось. Но за годы мучений вместе с уникальными кадрами уникального зверя пришла нешуточная любовь к нему. Вот и оказался я в рядах спасателей леопарда (а было нас тогда… по пальцам пересчитать)… И все предыдущие фильмы были нацелены на спасение самой редкой и самой любимой кошки на планете.
— Как появилась идея создать фильм не только о хозяине "Земли леопарда", но и о других обитателях национального парка?
— Собственно, именно за этим фильмом двадцать с лишним лет назад команда студии "Зов тайги" и отправилась в заповедник "Кедровая Падь", и девять раз пыталась именно его слепить. Но мы всё время вынуждены были срываться на крик, призывая спасти редчайшую кошку, старались "достучаться до небес", пугали зрителя пожарами, трупами леопардов, погибших от браконьерской пули, показывали людей, сражающихся за сохранение кошки… И вот, наконец, нам удалось осуществить свою мечту: сделать кино не о леопардовых проблемах, а о нём самом, о его "личной" жизни и жизни зверьков, его окружающих. Немудрено, что фильм сразу же нашёл дорогу в федеральный эфир.
— Почему выбрали именно такое название — "Земля леопарда. Карусель жизни"?
— В исходном варианте картина называлась просто: "Земля леопарда". "Карусель жизни" предложил добавить в название телеканал "Живая планета", который взял в прокат наше кино. Мы не возражали.
— Как проходили съёмки фильма? Какую технику вы использовали?
— Не сыпьте мне соль на раны, спрашивая про используемую технику! Это самая острая проблема маленьких студий. Разве можем мы тягаться с тем "железом", которое использует BBC! Выручает русская смекалка, умелые ручки и отчаянный задор.
В этот фильм вошли кадры из золотой коллекции "Зова тайги", снятые за последние восемь лет. А вот более ранние кадры (совершенно уникальные, но не HD-качества) уже не вошли, поскольку сняты были "железом" старого поколения. Так что эта война форматов и гонка вооружений у нас в печенках сидит.
— Сколько человек трудилось над созданием картины?
— Команда у нас небольшая. Когда снимаешь диких зверьков в дикой российской природе, воевать приходится не числом, а умением. Отечественный оператор-анималист — это не только и не столько оператор, сколько спец по одиночному выживанию в суровых таёжных условиях. А ещё биолог, знающий об объекте съёмки больше, чем вся Академия наук, и кроме всего прочего умеющий выходить живым из встреч один на один с опасными хищниками. Таким образом, и Геннадий Шаликов (великий мастер терпеливого сидения в скрадках при —25 по Цельсию) и Олег Кабалик (виртуозный пилот коптера, сбривающий винтами хвою с кедров) и Виктор Сторожук (крутейший специалист национального парка по видеокапканам) — это товар штучный.
Разумеется, фильм никогда бы не увидел свет без всесторонней помощи и заботливой опеки ФГБУ "Земля леопарда" и поддержки Амурского филиала WWF России.
— С какими трудностями сталкивалась съёмочная группа? Есть ли в фильме кадры, которые дались особенно тяжело или получились неожиданно?
— Лёгкой добычи в нашем деле не бывает. За время съёмки геройской смертью погибли две палатки, две камеры, шесть автомобильных аккумуляторов, три кинопрожектора и один квадрокоптер, воспалены одни лёгкие, сломана одна рука и вывихнута одна нога. Но ни одно животное не пострадало.
Увы, наши дальневосточные зверьки человека боятся панически и ближе, чем на дистанцию прицельного выстрела из карабина, не подпускают. Для примера скажу: однажды нам довелось снимать кино в Монтане. Так мы за две недели сняли там дикой живности больше, чем за двадцать лет на родине! В этом смысле фразу "дались особенно тяжело" можно отнести к каждой секунде "Карусели жизни". Чудес не бывает: либо ты зверька перехитрил, а это почти невозможно, либо ты завоевал доверие зверька, а это вообще за гранью. Чтобы как следует снять непальскую куницу, вашему покорному слуге пришлось (без шуток) стать мамой осиротевшему детёнышу, выкормить, вырастить его и научить охотиться…
И всё же неожиданности случались. Например, дальневосточного кота в герои фильма мы не планировали. Он сам, совершенно добровольно, заявился на съёмочную площадку! Драка уток-мандаринок и семейные разборки влюблённой парочки у нас в сценарии тоже не присутствовали. Это был бонус за операторское терпение.
— Ваши работы были отмечены на фестивалях, а как зрители приняли фильмы? Недавно "Карусель жизни" была показана и по центральному телевидению — может быть, Вы получили отзывы или комментарии от людей, посмотревших ленту?
— Да уж! За двадцать с лишним лет фестивальных "бронзулеток" у нас накопилось на целый кабинет. И зрительскими симпатиями мы не были обделены. Но "Карусель жизни" — особый случай. Нас буквально завалило добрыми и тёплыми откликами зрителей. Такой "волны" ни одному фильму "Зова тайги" получать не приходилось.
Высокую оценку нашим съёмкам дал Иван Затевахин. За разнообразие показанной коммунальной жизни фильм даже назвали визитной карточкой Приморья. Восторги и благодарности посыпались и через соцсети — похоже, "Карусель жизни" не оставила равнодушным никого.
— Увидят ли "Карусель жизни" зарубежные зрители?
— Не люблю забегать вперёд и делить шкуру неубитого медведя. Скажу только, что первые предложения на эту тему к нам уже поступают. Но если зарубежный зритель и увидит фильм, это будет совсем другая "карусель". Для зарубежного проекта фильму предстоит сложная адаптация.
— Расстаётесь с леопардом после "Карусели жизни" или нам стоит ждать новых фильмов про эту редкую кошку? А может, вы смените главного героя, оставаясь в границах нацпарка?
— Эта картина — лучшее из всего, что мне и команде "Зова тайги" удалось сделать. Поэтому на душе… пусто и светло, и кажется, что всё уже свершил, и что пора на покой. Но, впрочем, это пройдёт, я знаю. Любовь к леопарду — это до самой смерти. Но нас ждут новые подвиги. На очереди — недолюбленная нами все эти годы великая река Бикин (русская Амазонка), наконец-то получившая статус национального парка. Чудеса этой жемчужины Приморья зрителю по-взрослому ещё никто не показал. Есть и ещё много несбыточных затей, например, показать вам жизнь зверьков Амура от истоков до устья.
Но не огорчайтесь, с леопардом в наших фильмах вы ещё встретитесь, потому что (открою страшную тайну) начата работа над фильмом с рабочим названием "Пять диких кошек Дальнего Востока".