История сотрудничества Disney с Россией насчитывает более 80 лет. О том, видит ли сегодня американская компания конкурентов в лице российских аниматоров, как компания зарабатывает в РФ и возможно ли открытие в России парка Disneyland в интервью РИА Новости рассказала глава "Уолт Дисней Компани СНГ" Марина Жигалова-Озкан. Беседовала Вероника Буклей.
— Марина, добрый день. Могли бы вы рассказать, над какими проектами Disney работает сейчас? Что планирует снимать в ближайшее время в России и в мире?
— Если говорить о России, у нас огромное количество проектов, над которыми мы работаем.
Начну с нашего фильма. Мы наконец достигли середины съемок нашего российского фильма-сказки "Последний богатырь", который мы делаем совместно с российской студией Yellow, Black and White. Буквально на днях группа вернулась из Сочи, где проводились натурные съемки, сейчас мы переходим к съемкам в павильонах в Москве. Мы снимаем весь июль, после чего переходим в пост-продакшн. Все цифровые эффекты мы делаем в России, над ними работает полностью российская команда.
Мы несколько лет работали над сценарием, нам хотелось воплотить принципы Disney в работе с историей на примере российской сказки. Мы уже делали это в первом российском фильме Disney "Книга мастеров". С тех пор прошло уже семь лет, мы многому научились, изменились технологии и подходы к кино. Фильм будет очень веселым и инновационным.
Кроме того, мы работаем по продвижению фильмов глобальной компании Disney. До конца года выйдет анимационный фильм "Моана", мы также очень ждем новый фильм Marvel "Доктор Стрэндж". И, конечно, "Звездные войны", которые выйдут в декабре.
При этом я рада, что мы очень много работаем с российскими продюсерами, режиссерами. Приятно, что осенью мы будем прокатывать российские фильмы, которые получили призы на "Кинотавре", — "Коллектор" и "Хороший мальчик".
Если говорить о развитии нашего Канала Disney, то мы постоянно работаем над усовершенствованием программной сетки. Сейчас готовимся к новому сезону, который стартует в сентябре. Важным направлением для нас являются и цифровые и интерактивные проекты, компьютерные игры.
В сфере потребительских товаров в прошлом году мы выпустили 6,5 тысячи новых наименований, которые производятся в России. У нас довольно большая команда по созданию товаров — существенная часть товаров, которые мы продаем в России, разработаны нашими коллегами, которые работают в Москве. Для нас очень интересным направлением является direct-to-retail, когда мы напрямую с большими розничными сетями создаем товары именно под потребителей какой-то конкретной сети.
— Собирается ли Disney по примеру Universal строить в России тематические парки развлечений?
— Компания Disney не планирует открывать такой парк в России. Буквально недавно открылся новый Disneyland в Шанхае. Парки — это очень интересный формат, но для него необходимы определенные условия — климатические, инфраструктурные. Шанхай — это то место, где может существовать гигантский парк. Вокруг него в доступности живут около 350 миллионов человек, которые могут себе позволить туда пойти. Это сравнимо с населением США. В России базовые условия совсем другие.
— Каково значение российского рынка и его аудитории для глобального Disney? Где, кроме США, продукция Disney наиболее востребована?
— У компании существует несколько региональных офисов. Из Москвы мы управляем 11 странами: это страны СНГ, Грузии и Монголии. Есть интегрированные компании в Европе, Азии, Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии. Отдельно есть компания в Индии.
Регион Россия и СНГ очень важен для компании. В этом году российский офис отмечает свое десятилетие. За эти годы мы выпустили в прокат 105 фильмов, общие сборы в прокате которых составили 43,6 миллиарда рублей, а общее количество зрителей — 195 миллионов. В лицензионном бизнесе мы наблюдаем стойкий рост за последние годы. Среди наших партнеров более 130 российских компаний, которые производят товары по нашей лицензионной программе на 170 фабриках, обеспечивая занятостью более 21 тысячи российских специалистов. Россия — важный рынок по объему бизнеса, по количеству сборов, объему товаров, который мы продаем.
Более того, между Disney и Россией исторически существуют теплые связи. Первые анимационные фильмы, которые были показаны в нашей стране, были фильмами Disney: в 1933 году в СССР прошел первый Фестиваль американской мультипликации, где работы студии преобладали. На первом Московском международном кинофестивале 1935 года фильмы Уолта Диснея "Три поросенка", "Странные пингвины" и "Микки-дирижер" получили специальную награду за высокое мастерство. Анимационный фильм "Бемби" стал подарком Уолта Диснея войскам Советского Союза в честь победы во Второй мировой войне.
В 1930-е годы советские режиссеры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров ездили в студию Disney, лично общались с Уолтом Диснеем и знакомились с опытом производства анимационных фильмов. Чуть позже после изучения технологий создания рисованной анимации была основана киностудия "Союзмультфильм".
— Видите ли вы сегодня возможности для сотрудничества с российской анимацией или скорее рассматриваете российские мультфильмы как конкурентов в прокате?
— Рынок такой большой, что у зрителей есть возможность выбирать, что смотреть и в какой момент времени. Я считаю, что это, наоборот, сотрудничество и работа на одном рынке.
Я уже говорила про исторические связи, которые существовали между компанией Disney и киностудией "Союзмультфильм". Сегодня мы возобновляем наши отношения. Мы очень рады в год 80-летия студии "Союзмультфильм" объявить о старте программы взаимодействия между нашими компаниями.
С самого начала запуска Канала Дисней у нас всегда был блок "Наши сказки", где мы показывали анимационные фильмы "Союзмультфильма". Сейчас мы расширяем это сотрудничество. Мы начали обмен опытом по творческому процессу и технологиям.
Программа уже началась. В Москве прошли мастер-классы для представителей "Союзмультфильма" от двукратного обладателя премии "Оскар" за анимационные фильмы студии Pixar Эндрю Стэнтона. До конца года мы планируем организовать еще несколько встреч с аниматорами студии Disney. Осенью мы собираемся организовать образовательную поездку российских режиссеров и аниматоров на нашу студию в Калифорнии.
Для нас большая честь иметь возможность поделиться опытом с одной из ведущих российских студий. Мы выросли на работах Союзмультфильма и считаем очень важным оказать поддержку в сохранении и развитии культурного наследия студии. Наши отношения зародились в 30-е годы. Мы рады, что сегодня наш диалог возобновился.
— Сказывается ли экономический кризис в РФ на работе компании в стране?
— У нас очень сбалансированный бизнес, который позволяет развиваться, несмотря на изменения на рынке. Фактически мы не чувствуем кризиса, потому что кризис — это всегда новые возможности.
Мы растем, потому что мы работаем в очень разных сегментах. В прошлом году мы выросли по всем показателям. Кассовые сборы наших фильмов прошлого года выросли на 30%, наш бизнес лицензирования потребительских товаров вырос на 20%. Канал Disney в 2015 году увеличил свою долю среди всех возрастных категорий, в которых он присутствует.
— Можно ли сказать, что у Disney иммунитет к кризису?
— Конечно, это не иммунитет, это работа всей команды. Никакой данности на рынке нет, все меняется очень быстро. Рынки как быстро растут, так и быстро падают. Меняются технологии, наши потребители, но если слышать и пытаться понять, что происходить вокруг, то любая компания может открыть для себя большие возможности расти и развиваться очень эффективно.
— Оценивали ли вы, какие убытки терпит Disney от нелегального копирования продукции в России и странах СНГ?
— Честно говоря, мы не проводили такие подсчеты. Пиратство существует во многих странах мира, это данность на рынке. Мы развиваем работу в легальных площадках. Я знаю, что этот бизнес у нас растет быстро. Мне приятно, что многие российские пользователи потребляют контент уже на легальных площадках в интернете.
Есть Америка, есть Латинская Америка, есть Индонезия, Китай — в каждой стране очень разные ситуации на рынке, где-то пиратство действительно очень сильно развито, есть страны, где его практически нет. Мы живем в той реальности, которая существует именно на нашем рынке.
— Как вы относитесь к идее Минкультуры РФ о введении квоты на прокат иностранных фильмов в кинотеатрах?
— Помимо фильмов студий, которые входят в компанию Disney, и привлеченных проектов других мировых студий, мы прокатываем российские фильмы. Кроме того, мы российские фильмы продюсируем. Так что мы полноценно работаем в существующем легальном поле.
— Возвращаясь к бизнесу СНГ, с какими из стран СНГ бизнес развивается наиболее активно?
— У нас довольно большой бизнес в Казахстане уже много лет. Мы были первой глобальной студией, которая стала переводить фильмы на казахский язык. Мы консультировали и помогали создавать всю дубляжную индустрию в Казахстане. В Белоруссии и других странах активно продаются наши товары. Микки Маус разговаривает уже на русском, армянском, грузинском языках и скоро заговорит на других!
Мы постоянно инвестируем: мы стали акционерами эфирного канала, инвестируем в кино, создаем новые разработки товаров, придумываем новый телевизионный контент. Сейчас мы инвестируем даже больше, потому что считаем, что это хороший момент.
— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться мировая индустрия мультипликации в ближайшие пять-десять лет? Как будет эволюционировать компания Disney?
— Предсказать, что будет через пять-десять лет достаточно сложно, так как технологии и индустрия развиваются сейчас очень быстро.
Я считаю, что анимация движется в сторону абсолютного реализма. Если мы посмотрим на то, как выглядят анимационные герои, созданные при помощи компьютерной графики, то порой возникает ощущение, что мы смотрим кино. Альтернативная реальность, новые технологии, абсолютное погружение — это, наверно, основные тенденции на сегодняшний день.
— На ваш взгляд, будущее именно за компьютерными технологиями? Могут ли рисованные мультфильмы вскоре уйти в прошлое?
— Я считаю, что рисованные мультфильмы уже отошли в прошлое. Конечно же, есть рисованная анимация, которая отображает внутренний мир художника, — это авторские проекты. Они по-прежнему будут существовать, и это здорово, потому что это возможность для художника реализовать себя. Если же мы говорим о зрительском, массовом фильме, то я думаю, что компьютерные технологии уже взяли верх.
— Есть ли у Disney планы по работе в направлении рисованных мультфильмов?
— На сегодняшний день у компании Disney нет планов по рисованным мультфильмам. Наш последний рисованный фильм был "Принцесса-лягушка" 2009 года.
— Помимо реализма, какие еще приемы существуют, чтобы привлечь массового зрителя?
— Я считаю, что самое главное для любого фильма — это история. Сюжет должен заставлять зрителя сопереживать героям, вызывать эмоции, чувства. В основе всех фильмов, которые мы делаем, лежит история. А далее уже бесконечное поле для творчества.