Лаура Саркисян, Sputnik.
Двухместная спортивная машина с современным дизайном, не похожая на другие, появилась в Советской Армении в 1977 году и моментально покорила просторы огромной страны.
Машина имела металлический каркас с так называемой шкурой Fiber Glass. Она могла развивать скорость 160 километров в час, а сила двигателя составляла 48 лошадиных сил.
Начиналось все в подвале
Идея создать в советское время машину, не похожую ни на какую другую, появилась у инженера-конструктора Рафика Ордяна еще в раннем возрасте. Свою первую двухместную машину он собрал в 14 лет.
"С Рафиком мы познакомились в Аштаракском институте физики. Меня сразу же привлекла его идея создать спортивную машину, и я решил во что бы то ни стало помочь ему в этом", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения друг Ордяна, кандидат физических наук Мкртыч Саркисян, помогавший ему в работе.
"Если Рафик вбивал себе в голову что-то, то обязательно доводил дело до конца", — вспоминает Саркисян.
При создании машины был использован широко известный материл Fiber Glass, очень твердый и прочный. Однако из-за чрезмерной занятости авторов этого проекта сборка затянулась на пять лет.
"В тот период в Армении начался автомобильный бум, каждый стремился создать свою, уникальную машину. Однако наша отличалась как дизайном, так и грамотным подходом к делу", — сказал Саркисян.
Московский фурор армянского авто
В 1977 году в Москву на 60-летие Великого Октября и парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала "Техника молодежи" съехались многочисленные машиностроители со всех союзных республик.
"Помню, как приехали на парад, остановились и вышли из машины. Вначале никто не обратил на нас внимания, люди подумали, что это иномарка, а мы — иностранцы. Однако машина произвела фурор", — вспоминает Саркисян.
По его словам, этой машиной заинтересовались и американцы, присутствовавшие на мероприятии. Позже машина была представлена на выставке в ВДНХ в Москве, куда прибыли президент Польши и члены Политбюро ЦК Компартии Советского Союза — специально, чтобы увидеть машину.
"Мы вернулись в Ереван, а через несколько дней нам позвонил генерал Баграмян и спросил, не могли бы мы вновь поехать в Москву", — сказал Саркисян.
Оказалось, что маршал Советского Союза, председатель ДОСААФ Покрышкин не видел эту машину и просит по мере возможности снова приехать в Москву. Через месяц в Москве была организована встреча с коллективом ДОСААФ.
"Покрышкин был зол и, не стесняясь в выражениях, сказал, что, вот мы десятилетиями не можем собрать такую машину, а парни сделали это в подвале", — вспоминает Саркисян.
Машина, ставшая предысторией завода
Идея создания этой машины положила начало производству в Армении картингов и баги. В результате был открыт завод по производству таких автомобилей, имевший государственное значение. На этой базе в 80-90-е годы были созданы военные баги, которые очень помогли во время карабахской войны.
"Министром обороны в те годы был Вазген Саргсян. Мы рассказали ему о машине, показали фотографию. Он поинтересовался, что необходимо для ее производства. Мы ответили, что ничего, лишь бы был свет, чтобы могли работать", — сказал Саркисян.
Министр одобрил проект, а первая пилотная машина была готова через три месяца. Друг Ордяна вспоминает, что Вазгену Саркисяну она очень понравилась, и заказ на ее производство был получен сразу же.
За короткий период было произведено сто с лишним машин, которые применялись в разных сферах. После карабахской войны была предпринята попытка создать армянские "джипы" и "хаммеры". Было выпущено пять таких машин, но вскоре этот проект был закрыт.