ЕРЕВАН, 22 сен — Sputnik. Во многих городах мира сегодня празднуют международный День без автомобиля, предлагая жителям задуматься о здоровом образе жизни и охране природы.
Каждый год 22 сентября многие города мира проводят Всемирный день без автомобиля. К примеру, во Франции (эта же страна была первой, отметившей День без автомобиля в 1998 году) в этот день для автомобилей закрыт центр Парижа. Жителям для передвижения предлагают велосипеды, причем совершенно бесплатно — достаточно оставить в залог удостоверение личности. Во многих городах зарубежья проезд на общественном транспорте в этот день бесплатен.
На территории стран постсоветского пространства эта инициатива также постепенно находит место. Этот день начали отмечать в России (в столице и еще нескольких городах), в Беларуси и Киеве. Проходит он в этом году и в Тбилиси. При этом успешность его проведения и отклик жителей городов различен, так как зачастую День начинается со стандартных пробок.
Этот день (World Carfree Day) проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта.
Главный девиз Дня "Город как пространство для людей, пространство для жизни". Слишком большое количество машин — проблема не только больших городов. Это проблема уже достаточно давно является глобальной.
Ведь автотранспорт разрушает и биосферу планеты и самого человека. Подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький "автомобиль" — такова статистика. При всем этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на одном из первых мест среди самых рекламируемых товаров.
Армения в этом вопросе пока спит. Сейчас, когда только сменился министр транспорта и связи, конечно, всем не до этого, но история инициативы насчитывает уже почти 20 лет.
Приобщиться (не только официально) ко Дню без машин тем же ереванцам во многом мешает сложившийся менталитет. Вообще примером для обычных жителей должны служить чиновники, ом нужно "вооружиться" велосипедами или пользоваться общественным транспортом.
Однако трудно представить наших "звездных" чиновников, которые позволят себе пересесть на более скромный транспорт — ведь это "не солидно", что скажут другие "солидные" люди. То, что в Нидерландах, невзирая на высокий уровень жизни, самое популярное транспортное средство —велосипед (его любят и премьеры) им, скорее всего, неизвестно. А если и известно, трудно отказаться от колонны машин (иногда с мигалками), декламирующих, что едет "важное лицо". Но мы же "европейский народ".
Что уж говорить о простых жителях столицы, которые должны следовать примеру так называемых "солидных". Хотя, с другой стороны, подстегнуть к отказу от автомобилей можно всегда. В Париже это поняли, закрывая центр и предоставляя велосипеды бесплатно. А там народ уже потянется…