Здесь проживают темпераментные и гостеприимные люди, которые, увидев в селе незнакомого человека, пригласят к себе в дом, накормят и еще могут обидеться, если ты вдруг захочешь рано уйти.
Здесь живут те самые люди, которые устраивают пир на весь мир, когда у кого-то свадьба или день рождения, поют национальные армянские песни, танцуют традиционные кочари и ярхушту.
В селе расположен бюст национального героя Армении полководца Андраника Озаняна. То, как в советские годы защищали скульптуру героя — это отдельная история.
С маленьким и солнечным селом Уджан меня связывает многое. Это село было основано уроженцами провинции Сасун (Западная Армения, территория нынешней Турции). В числе этих смельчаков был мой прапрадед Тер Геворк, родом из города Хазо.
После чудовищной резни Тер Геворк и два его сына Агек и Сероб чудом спаслись. Из всей семьи только им удалось выжить, остальные пали от руки турков… Мой прапрадед был потомственным священником, в родном городе у него была большая земля и церковь. Курды до сих пор называют эту местность Плавенц. Именно так назывался наш род. Позже потомки Тер Геворка сменили фамилию на Геворкян в память о деде.
В селе Уджан до Первой мировой войны заселились кавказские татары, уничтожая все армянское. Когда началась война, испугавшись за свои жизни, они покинули эту местность, однако в селе оставались еще несколько турецких семей.
Тер Геворк вместе с другими сасунскими храбрецами с оружием в руках, отвоевал армянские земли, расположенные у подножья горы Арагац. Тогда им удалось выгнать несколько турецких семей из Уджана и поселиться в деревне.
Мой предок был одним из тех, кто не просто заселил армянское село армянами, но и спас своих сыновей и соотечественников, перевезя их в Восточную Армению.
Но самому спастись не удалось. Большевики в 1937 году расстреляли его за то, что он был христианином и священником. Этой участи не избежали многие.
В селе помнят его имя, благодарят Тер Геворка и тех храбрецов, которые когда-то вернули в Уджан армянское население.
Сегодня здесь живут их потомки, и даже если многие уезжают в поисках лучшей жизни в Ереван или на заработки в другие страны, все равно возвращаются к своим корням, на родную землю.