ЕРЕВАН, 31 окт — Sputnik, Нелли Даниелян. Заявление министра финансов Армении Вардана Арамяна о закрытии учебного центра в Дилижане вызвало широкий резонанс. И не столько потому, что это заявление стало первым откликом на поручение премьер-министра расформировать государственные некоммерческие организации (ГНКО), сколько по той причине, что его по ошибке приписали Дилижанскому учебному центру, принадлежащему Комитету госдоходов. О государственных средствах, которые щедро тратились на этот центр, общественность и СМИ говорили и писали не раз.
Об учебном центре, о котором заявил министр финансов, Sputnik Армения уже писал, как и о том, сколько средств было на него потрачено.
Мы решили еще раз обратиться к данному вопросу, как говорится, произвести перерасчет денег налогоплательщиков, потраченных на него в течение многих лет.
Итак, 23 декабря 2008 года правительство Тиграна Саркисяна приняло решение о создании ГНКО "Учебный центр" в составе Комитета госдоходов. Центр создавался в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в налоговой и таможенной службах.
В 2010 году государственной некоммерческой организации решением правительства был передан Дилижанский дом творчества кинематографистов с прилегающим земельным участком в 3,5 гектара — за 505 миллионов драмов. 29 декабря 2011 года, другим решением исполнительной власти, к этой территории "приплюсовали" 22,505 гектара территории Национального парка Дилижана.
В 2012 году Комитету госдоходов была выделена сумма в один миллиард драмов на проектные работы. Спустя год, в 2013-м, Комитет решил внести изменения в дорогостоящий проект и заключил новый договор с архитектурной студией "ЗААРТ" заплатив ей 44,9 миллиона драмов.
Строительство центра началось в 2011 году. На первом этапе обществу с ограниченной ответственностью "Спитак тнак" ("Белый домик") КГД выплатил 334 307 822 драма. Технический контроль был возложен на компанию "Усали камар" ("Надежная арка"), которой заплатили 3,3 миллиона драмов.
В 2012 году КГД заказал строительные работы четырем компаниям, заплатив им в общей сложности около 1,3 миллиарда драмов.
Самая большая сумма досталась компании "Саакяншин" — 1 миллиард 136 миллионов драмов, 21 миллион получила "Надежная арка" и 84,2 миллиона — "Белый домик". Еще 84 миллиона драмов в 2012 году было заплачено архитектурной мастерской "ЗААРТ" за художественные и конструкторские решения.
В 2014 году Комитет госдоходов решил расширить территорию центра и за 32,5 миллиона драмов приобрел земельный участок по адресу улица Дилижанский Парзлич. В том же году компании "Саакяншин" на осуществление строительных работ было выделено из бюджета 626.7 миллиона драмов, "Надежной арке" — 40 миллионов, архитектурной студии "ЗААРТ" — 22 миллиона драмов.
В 2015 году "Саакяншин" получила 4,9 миллиона драмов, "Надежная арка" — 5.5 миллиона, "ЗААРТ" — 4.5 миллиона драмов. А поскольку строительство центра подходило к концу, в 2015-м были выделены немалые государственные средства на меблировку и обустройство уже готовых помещений и корпусов.
В 2016 году проводились внутриотделочные работы. В этих целях компании "Саакяншин" было предоставлено 1.8 миллиарда драмов, "ЗААРТ" — 9.5 миллиона, "Надежной арке" — 9,4 миллиона.
И это еще не все. В 2014 году, когда Комитет государственных доходов вошел в состав Минфина, в решение о создании Дилижанского учебного центра были внесены определенные изменения. В него добавили пункт о "повышении физической подготовленности".
28 августа того же года, когда недвижимое имущество компаний "Армавиа" и ЗАО "Мика корпорейшн" (по адресу Манандяна 41) было переведено на баланс Минфина в счет задолженности компании "Мика" перед государством, учебному центру передали и весь спортинвентарь одноименного спорткомплекса.
Соответствующим решением правительства имущество было оценено в 9 миллиардов 45 миллионов драмов.
Таким образом, на ГНКО "Учебный центр" в Дилижане с момента его создания было израсходовано порядка 26 миллиардов драмов бюджетных средств.
Напомним, что одно из первых официальных заявлений премьер-министра Карена Карапетяна после вступления в должность главы кабмина касалось закрытия растрачивающих государственные средства ГНКО.