Всего лишь год тому назад трудно было представить, чтобы антиправительственные выступления в Турции переместились бы из курдо-населенных районов прямо на улицы крупных турецких городов. Однако случилось, и это — весьма тревожный симптом в нынешней ситуации, сложившейся в регионе.
Необходимо учитывать, что после июньского неудавшегося военного переворота и вплоть до недавнего времени главной мишенью администрации Эрдогана были, все-таки, кемалистские объединения. Их арестовывали, десятками тысяч снимали с госслужбы и подвергали судебному преследованию.
И на этом плане как-то само собой получилось, что военные действия против курдских повстанцев, периодически разворачивающиеся в юго-восточных районах страны, ушли на второй план. Тем более, что боевые отряды курдских сепаратистов, как их называют в Турции, также приутихли после летних событий. Однако, как оказалось, на самом деле все это носило временный характер, и в итоге Анкара окончательно определилась с вопросом — кто же их главный враг. Конечно же, курды…
На самом деле все, что сейчас творится в Турции, можно было предсказать еще несколько месяцев тому назад. Необходимо было понимать, что Эрдоган, используя события, развернувшиеся на Среднем Востоке, в Сирии и Ираке, обязательно постарается раз и навсегда решить курдский вопрос так, чтобы отныне была устранена реальная угроза территориальной целостности страны.
Если смотреть на события с этой точки зрения, то станет ясным, что те военные действия, которые официальная Анкара с удовольствием и завидным воодушевлением развертывает, скажем, на территориях Сирии и Ирака — это всего лишь дымовая завеса, под которой можно будет скрыть операцию по, скажем так, "обезглавливанию" курдского движения внутри страны.
Правда, если Эрдогану в итоге все-таки удастся захватить какие-нибудь нефтесодержащие регионы на территориях тех же Сирии и Ирака, и если получится так провернуть дельце, чтобы потом их обратно не сдавать, то Эрдоган, конечно же, от этого не откажется. Однако дело в том, что развернутые Турцией, якобы, против Исламского Государства, военные действия на самом деле вторичны.
В первую очередь официальная Анкара преследует цель — отвлечь внимание как внутренней, так и внешней общественности от того, что творится в самой стране. И именно ради решения этой цели турецкое правительство готово вести в регионе активную, я бы сказала даже агрессивную политику, охотно участвовать в освобождении от террористов иракского Мосула и сирийской Ракки.
Подобное поведение Анкары на политической арене, с одной стороны, позволяет туркам быть, если можно так сказать, в "региональном тренде". С другой стороны, пользуясь этим, администрация Эрдогана и с Западом, и с Россией имеет возможность вести переговоры по ситуации в регионе, как бы находясь в роли полноценного партнера и участника событий. А это с точки зрения политического развития ситуации вовсе немаловажно.
Более того, можно будет даже какие-то вещи требовать у тех самых мировых супердержав, которые сегодня решают судьбу региона.
И в то же время следует отметить, что Анкара даже на сантиметр близко не подпускает Западных партнеров к тем проблемам, которые самостоятельно решает внутри своей страны. При этом на любые отклики со стороны своих западных партнеров отвечает достаточно жестко, если не сказать — грубо. И это в адрес тех стран, которые привыкли практически постоянно участвовать в каких-то процессах внутри самой Турции.
Более того, Эрдоган очень конкретно обвинил западные страны в том, что они постоянно снабжают боевые формирования курдов оружием, финансами, провоцируют военные столкновения на востоке страны. Причем конкретно называл курдских боевиков даже не сепаратистами, а именно террористами.
Турецкий лидер также обвиняет европейцев в том, что они вот уже 53 года водят турецкий народ за нос, и никак не распахнут двери Европейского Союза…
И самое главное. На днях турецкое руководство выложило свою самую убийственную карту — пригрозило, что пересмотрит программы с беженцами. Для европейцев подобный расклад оказался убийственен.
Просто представили, каково тогда придется Европе, если Турция, как говорится, "откроет шлюз", и сразу несколько миллионов беженцев из Сирии, Ирака, Ливии и так далее хлынут потоком.
Так что следует понимать, что Европа в данном аспекте попросту недееспособна и ограничить аппетиты Эрдогана, даже при большом желании, не сможет.
Что касается США, то здесь вырисовываются свои проблемы, справиться с которыми тоже будет тяжело. Ведь на горизонте маячит Россия, с которой как раз отношения у Турции налаживаются. Вплоть до того, что представители официальной Анкары в последнее время не раз уже говорили о том, что территориальная целостность Сирии и Ирака с их стороны не подвергается сомнению.
То есть говорит именно с тех позиций, с которых Москва изначально начинала военную операцию по освобождению Сирии от международного терроризма.
А сегодня уже складывается такое впечатление, что Москва и Анкара сумели договориться по поводу территориальной целостности Сирии. И эта договоренность, по идее, должна "встать поперек горла" Пентагону.
В любом случае, очевидно, что Эрдоган затеял действительно опаснейшую игру на политических подмостках. Настолько опасную, что в случае его поражения можно будет смело говорить о грядущих серьезных территориальных потерях, которые угрожают Анкаре…