ЕРЕВАН, 14 ноя — Sputnik. Давид Галстян. Встреча с писательницей Наринэ Абгарян состоялась 13 ноября в международной школе UWC Dilijan в Дилижане.
В литературном вечере, организованном UWC Dilijan и Dilijan Community Center, приняли участие учащиеся школы, жители Дилижана, Ванадзора и родного города писательницы — Берда.
"Мне, наверное, нужно рассказать о себе что-то такое, чего вы не нарыли в интернете", — пошутила Абгарян, начиная свое общение с аудиторией.
В интернете о ней немного информации. Я боюсь публичности, призналась Абгарян. Она очень любит Джоан Роулинг, и не представляет, как та смогла справиться с той огромной славой, ответственностью, которая на нее свалилась, а потому старается держаться в тени.
"Я дала себе установку, что обо мне будет мало информации в интернете и блогах — чтобы защитить себя от навязчивого внимания людей. Они разные, по-разному любят. Не поверите, один мужчина вяжет мне носки, на каждую встречу с читателями он приносит новую пару носков", — рассказала Абгарян улыбнувшемуся ее словам залу.
А в "улыбающемся" зале было много детей и подростков. Одна девочка, поблагодарив писательницу за "С неба упали три яблока", призналась, что плакала, читая книгу. А к концу чтения сквозь слезы пробилась "полная надежды" улыбка. Ей было интересно, как часто Абгарян пишет.
"Если вы когда-нибудь увидите писателя, который развалился в кресле, закинув ногу на ногу и куря сигарету, рассказывает о том, какая это гламурная профессия, — не верьте ему. Писательство это тяжелый труд, не только умственный, но и физический. Ты каждый день берешь себя за шкирку, сажаешь за компьютер и заставляешь себя работать», — сказала писательница.
Нелестно отозвалась Абгарян и о "вдохновении", которое не спешит посещать литераторов, захаживая "в гости" пару раз в месяц. А музы "вообще очень ленивые, может, их и мало, потому они редко навещают авторов". Остальное время — это тяжелый, не очень благодарный, по словам Абгарян, труд. Обязательная норма писательницы — 2 страницы текста ежедневно.
"Эфирности, воздушности, красоты и гламурности в этой работе нет. Единственный (но, большой — ред.) плюс — тебе не нужно ездить на работу", — заметила Абгарян.
На вечере присутствовала одна из учениц мамы писательницы. Как оказалось, она жила в том самом дворе, о котором Абгарян рассказывает в "Манюне". От имени жителей Берда она поблагодарила писательницу за то, что та "прославила" простых людей из армянской глубинки, за свет, который излучают ее книги.
Абгарян вспомнила о своих переживаниях, связанных с выходом "Манюни": как книгу примут в Берде. Все-таки она иронизирует, подшучивает над бердцами.
"Но пока никто не сказал: "Ты, паразитка, опозорила наш город, ты нас "ишаками" называешь", — сказала писательница.
Рассказывая о московском этапе своего жизненного пути, она призналась, что у нее не хватало денег на учебу, она работала тогда "Интуристе", ставшем для девочки из патриархальной семьи настоящей школой жизни. О безуспешных попытках начать собственный бизнес, стать бухгалтером Абгарян рассказала с самоиронией.
В 39 лет она была уверена в том, что является "клинической неудачницей", именно тогда Абгарян завела блог и стала размещать там истории из своей жизни. После этого с ней связался издатель: "где-то на небесах меня пожалели и решили, что с этой балбеской надо что-то делать".
"С того момента я шесть лет пишу как подорванная, чтобы не дай бог не вернуться в бухгалтерию", — признается писательница.
Тем, кто хочет писать (чувствовалось, что после описанных Абгарян трудностей, сидевшие в зале люди, не рвались в писатели), героиня литературного вечера посоветовала… "не слушать советов, писать, как пишется и ни под кого не подстраиваться".
Абгарян не хочет никого учить. Как можно кого-то чему-то учить, "я не люблю читать мораль", нужно писать, как пишется, а читатель сам сделает выводы, сказала она.
По ее словам, человека нельзя научить писать, это должно быть внутри. При этом Абгарян не стала отрицать, что может ошибаться.
Она уверена: как только ей станет нравиться то, что она делает, можно будет поставить крест на литературной деятельности.
Детям (да и взрослым детям тоже) Абгарян рекомендовала своих любимых писателей — Эно Рауда (особенно "Муфту, Полботинка и Моховую Бороду"), Астрид Линдгрен, Чуковского, Фолкнера, а также Мариам Петросян и ее "Дом, в котором…"
Абгарян, спросили, о ком было сложнее писать, — о Манюне или Зулали, над какой книгой она работает в настоящее время.
"У меня очень разные книги, ни одной из них я недовольна. Каждый раз пытаюсь придумать то, что меня устроило бы. Меня нельзя назвать взрослым писателем, нельзя назвать детским, я, наверно, застряла между двумя мирами", — пошутила Абгарян.
Сегодня писательница работает над сборником проектов о войне. Раньше она была уверена, что женщины о войне писать не должны: тема эмоциональная, и женщина с ее тонкой натурой может "не выдержать".
Однако она все-таки решилась на этот шаг — в память о людях, которые пережили войну. Именно поэтому она ездила в Карабах… Абгарян призналась, что ее 21-летний сын, не служивший в армии из-за проблем со здоровьем, куда тяжелее переживал события в Карабахе. Она ждала войны, а он, по ее словам, надеялся на то, что "разум победит".
Ну а потом она напишет что-нибудь легкое, смешное, чтобы отойти от этой темы, правда, пока не знает, о чем. И вообще, Абгарян "не умеет ничего планировать".
В начале ноября Наринэ Абгарян стала лауреатом очередной литературной премии — "Ясная поляна"-2016 за роман "С неба упали три яблока". Она была признана лучшей в категории "XXI век", а также в номинации "Выбор читателей".
Заранее приносим извинения за большое количество кавычек, ибо это было сделано преднамеренно, дабы максимально близко к реальности передать суть непринужденной и открытой беседы.