Sputnik, Лев Рыжков
Корреспондент Sputnik побывал на пресс-показе "Землетрясения" в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Москве и пообщался с его создателями.
Как избежать "Оскара"
Сначала — несколько слов о самой картине. Перед нами — Ленинакан 1988 года. Советская эпоха воссоздана в деталях — от интерьеров, коридоров, ассортимента торговых точек, автомобилей того времени до одежды и нюансов дамских причесок. Такое внимание к мелочам — уже заслуживает уважения. И вот на этот — пусть не самый обычный — советский город обрушивается стихийное бедствие.
Тут автор этих строк понял, что никакого "Оскара" "Землетрясение" никогда не получит.
Объясню почему.
Шансы были бы, если бы создатели сделали фильм-катастрофу в голливудском понимании этого жанра. То есть все вокруг рушится, а супер-герой с лицом условного Брюса Уиллиса всех вокруг спасает. А рядом с ним — длинноногая красотка.
Но ничего подобного в фильме нет. И слава Богу!
"Оскар" был бы вероятен, если бы фильм был "политкорректен", если бы героические меньшинства спасали бы несчастных жителей Ленинакана. Но нет и намека на меньшинства.
И самое главное, почему "Землетрясению" не видать признания американской киноакадемии — историческая достоверность. Вот советские солдаты разворачивают полевые кухни и ставят палатки лишившимся жилищ жителям города. А вот русские спасают из-под обломков армян. Как это так? Как это вместе борются с одной бедой? Как это никто никого не угнетает и не унижает? Действительно имевшая место дружба бывших советских народов — очень немодная тема.
Ну и совсем уж непростительно для оскаровского комитета то, что никто не превозносит Америку. Да, в район землетрясения съехались спасатели со всего мира. Ненадолго в фильме появляется французский спасатель-кинолог, мелькает итальянский. Американцев в кадре — нет. Только в титрах упомянуты. Такого, как мы видим, не прощают.
Эмоциональный удар
"Землетрясение" не стоит, наверное, смотреть для развлечения. Попкорн у вас комом встанет в горле. Это — порядком уже забытый у нас образец серьезного фильма, рассказывающий о невозвратных потерях и о том, как можно найти силы жить дальше. Фильм наносит зрителю жесткий эмоциональный удар. Многие журналисты на пресс-показе просто плакали.
Плакали и на экране. Но создатели фильма, конечно, знают, что искушенные зрители слезам давно не верят. Во всяком случае, пафосным и нарочитым. Поэтому плакали на экране в основном мужчины. И это обстоятельство просто насквозь прошибало даже самый крепкий эмоциональный панцирь.
А для Сарика Андреасяна, известного, как востребованный режиссер легкого жанра, "Землетрясение", со всей очевидностью, — opus magnum. Работа большой глубины и виртуозности. Последняя состоит в том, что Андреасян вместе с главным продюсером Рубеном Дишдишяном обошли, не попались в очевидные ловушки — избежали пафоса, конъюнктуры. Заодно, как выяснилось, и статуэтки "Оскар" избежали. Но сделали хороший и правдивый фильм.
Тем более что в 1988 году Рубен Дишдишян приехал на место землетрясения на второй день трагедии. И сам помогал разгребать завалы и спасать людей.
Главное — объединять
На пресс-конференции, которая состоялась после показа фильма, я спросил у создателей: "А почему все-таки вас убрали из "оскаровской гонки"?
"Когда мы предложили армянскому Минкульту выдвинуть фильм на "Оскар", то была неоднозначная реакция, — вспоминает генеральный продюсер фильма Рубен Дишдишян. — Было два тура голосования. И мы двумя голосами победили. А дальше заполнялся целый ряд документов, среди которых была такая бумага: "Национальный состав участников фильма". Там надо было указать фамилию, профессию. А рядом была графа "гражданство".
Продюсер подтвердил, что действительно — 14-15 человек из двадцати участников являлись гражданами России.
"А потом из "оскаровского" комитета в Америке пришла формулировка: по регламенту фильм отклонили, — говорит Рубен Дишдишян. — Наверное, это была наша ошибка. Может быть, стоило привлечь больше армянских актеров".
"Чисто формально, по регламенту "академики", безусловно, правы, — считает режиссер Сарик Андреасян. — Хотя и армян в фильме было очень много. Просто многие из нас — граждане России. Но я не очень понимаю: если страна выдвинула и взяла ответственность, то какая оскаровским киноакадемикам разница? Мы абсолютно не знали, что это так закончится. Потому что у нас есть пример фильма "Монгол" Сергея Бодрова и эстонского фильма "Мандарин", которые были сняты гражданами России".
Такое пристальное внимание, по мнению режиссера, связано с тем, что мир в последние несколько лет сильно изменился.
"Потом нам сказали, что были какие-то "доброжелатели" в составе принимавшей решение комиссии, — добавляет Дишдишян. — Они тоже просили обратить внимание на состав участников… Но это лирика".
Также Рубен Дишдишян вспомнил, что против фильма очень серьезно выступил председатель Союза кинематографистов Армении. Он назвал фильм "абсолютно антиармянским, прорусским".
"Эти высказывания мне кажутся очень странными, — говорит генеральный продюсер. — И когда он мне это высказывал, рядом стоял какой-то человек и вмешался в нашу беседу. Он сказал: "Почему же прорусский? Все русские герои умерли".
"За последние 26 лет, с тех пор, как развалился СССР, выросло новое поколение, которое физически не знает о том, какую большую роль Россия сыграла вообще в истории Армении, — говорит режиссер Сарик Андреасян. — Для многих это было таким удивлением. Многие об этом даже и не задумывались".
Задача фильма, по словам режиссера, объединять людей. Хотя люди, которые усмотрят в фильме какие-то политические мотивы, всегда найдутся.
"Бизнес-мотивов у нас тоже нет, — отметил режиссер. — Поверьте мне, чтобы зарабатывать в кино деньги, не надо снимать драматические фильмы, основанные на реальной трагедии. Мы сами не знаем, что нас ждет в прокате, но очень хочется, чтобы люди пришли. Если на такое кино придут зрители, то через год таких фильмов будет больше. Будет меняться контент, будет меняться ситуация на рынке".
"Мне не кажется, что фильм армянский или русский, — сказал исполнитель главной роли Константин Лавроненко. — Когда в жизни человека происходит трагедия — совершенно не важно, какой он национальности".