Лаура Саркисян, Sputnik.
Ряд грузинских экспертов обеспокоен будущим армяно-грузинского торгово-экономического сотрудничества. Поводом стали результаты исследования, опубликованные грузинским центром PMCG (Policy and Management Consulting Group).
В исследовании говорится, что вступление Армении в ЕАЭС негативно повлияло на бизнес-сферу, а также частично нарушило полноценное функционирование договора о зоне свободной торговли, подписанное двумя странами в 1998 году.
Однако официальный Ереван не согласен с этой позицией и считает, что членство Армении в ЕАЭС открыло новые горизонты для грузинского рынка. Ведь в Армении действуют 180 компаний с грузинским капиталом, для которых поставка производимой совместно с армянскими компаниями продукции на рынки стран ЕАЭС более упрощена.
Речь идет о предприятиях, занимающихся оптовой и розничной торговлей, производством газированных напитков и т.д.
"Вхождение Армении в ЕАЭС положительно повлияло на армяно-грузинские торгово-экономические отношения. Этому свидетельствует рост товарооборота между нашими странами", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заместитель министра экономического развития и инвестиций Армении Ованес Азизян.
Таким образом, товарооборот между Арменией и Грузией вырос за последний год на 32%. Согласно последним статданным, за январь-октябрь 2016 года товарооборот составил 206 миллионов долларов. При этом доля армяно-грузинского товарооборота составляет 5,1% от общего внешнеторгового оборота Армении. Примечательно, что, по сравнению с 2015 годом, данный показатель вырос на 1%.
За последний период вырос как импорт, так и экспорт из Армении в Грузию и, наоборот.
"Это свидетельствует о том, что у нас есть большой потенциал для сотрудничества в этой связи", — сказал Азизян.
Между Арменией и Грузией действует диверсификационный экспорт. В Грузию из Армении поставляются сигареты, лекарства, мясные и молочные продукты, алкоголь, оберточную продукцию, а ввозятся удобрения, алкогольные, безалкогольные и газированные напитки, минеральная вода, сельхозтовары.
"На самом деле было сложно выделить наиболее популярную продукцию, экспортируемую или импортируемую в наши страны, так как список очень большой", — сказал Азизян.
По его словам, экономики двух стран взаимодополняют друг друга, а разновекторность внешней политики лишь открывает новые перспективы. Если грузинские товары могут, через Армению по упрощенным механизмам попасть на рынки ЕАЭС, то тот же механизм может действовать и в случае с армянской продукцией.
"В Грузии функционирует множество армянских предприятий, выход которых на рынок ЕС также может быть облегчен. Хотя у Армении с ЕС итак действует система GSP+, позволяющая поставлять армянскую продукцию на рынки ЕС по низким таможенным тарифам", — сказал Азизян.
Льготный торговый режим GSP+ для Армении начал действовать с 1 января 2014 года. Он подразумевает экспорт 6400 наименований продуктов, произведенных в Армении, на европейский рынок с нулевой или более низкой таможенной ставкой.
Следовательно, опасения ряда грузинских экспертов не обоснованы и опираются лишь на показатели спада реэкспорта автомобилей.
Согласно исследованию реэкспорт машин с 2013 года по 2016 год из Грузии в Армению уменьшился на 60%. Если в 2013 году объем от реэкспорта составил 199 миллионов долларов, то в 2015 году — снизился до 87 миллионов долларов.
Среди двусторонних проектов активно реализуемых обеими странами, следует отметить также поставки электричества из Грузии в Армению и наоборот. Летом, Армения покупает избыток дешевой электроэнергии Грузии, вырабатываемой грузинскими гидроэлектростанциями. Зимой, наоборот, Армения продает электроэнергию Грузии, получаемую армянской АЭС и ТЭЦ.