О возможном введении параллельного импорта и перехода на взаиморасчеты в национальных валютах в странах ЕАЭС Sputnik Армения рассказал член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Беседовал Давид Галстян.
— Тимур Муратович, недавно в Ереване прошел Международный форум «Антиконтрафакт-2016». Каков был спектр обсуждаемых вопросов, какая тема была в центр внимания участников форума?
— Форум "Антиконтрафакт-2016" собрал более 500 участников: представителей органов государственной власти, бизнес-сообществ, научных кругов, правообладателей и экспертов из 12 стран мира. Этот форум проводится в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 2012 года.
Форум имел исключительно важное значение с точки зрения консолидации усилий органов государственной власти, бизнес-сообщества, научных кругов и общественности по выработке предложений, направленных на решение этих задач.
В настоящее время распространение контрафактной и фальсифицированной продукции является одной из самых актуальных мировых проблем. Она представляет угрозу экономическим интересам государств-членов, а также серьезную опасность для здоровья и жизни граждан.
К сожалению, негативная тенденция по распространению контрафакта сохраняется, что подтверждается статистическими данными правоохранительных и таможенных органов.
Только за 9 месяцев 2016 года правоохранительными органами государств-членов возбуждено порядка 3000 дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях в области незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг), нарушения авторских и смежных прав, выявлено свыше 20 млн. единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб правообладателям на сумму более чем 120 млн. долларов США, что уже превышает годовые показатели 2015 года.
Создание механизма, обеспечивающего эффективное пресечение распространения контрафактной продукции, а также совершенствование правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний день является одним из ключевых направлений евразийского интеграционного процесса.
Сейчас завершается работа по подготовке итогового документа Форума. Он включает целый спектр рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с контрафактом. Этот документ будет направлен в органы власти всех государств-членов ЕАЭС.
— Как вы относитесь к введению параллельного импорта в ЕАЭС? На какой стадии обсуждения по этому вопросу? Каковы позиции стран, и насколько различны их подходы? Какую позицию занимает Армения?
— На территории Евразийского экономического союза закреплен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это определено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
К вопросу выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак необходимо подходить крайне взвешено, поскольку он затрагивает широкий круг заинтересованных лиц: потребителей, правообладателей, производителей, инвесторов, импортеров, продавцов, антимонопольные, фискальные, контролирующие органы и т.д.
При Коллегии Комиссии создана Рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, куда входят представители всех государств-членов.
По результатам этой работы Евразийский межправительственный совет 13 апреля этого года поручил Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами разработать поправки в Договор о Союзе, в соответствии с которым Евразийский межправительственный совет сможет устанавливать в отношении отдельных видов товаров международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, т.е. фактически разрешать параллельный импорт.
Сейчас на стадии завершения подготовка позиций государств-членов по проекту таких поправок в Договор о Союзе. Республика Армения согласовала этот проект.
— Если после 2018 года такая практика будет внедрена, разработаны ли эффективные механизмы по пресечению контрафакта?
— Мы готовимся к этому. Создание механизма, обеспечивающего эффективное пресечение распространения контрафактной продукции, а также совершенствование правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний день является одним из ключевых направлений евразийского интеграционного процесса. Безусловно, эта работа требует выработки общих подходов, единого таможенного регулирования, согласованных, скоординированных мер по регулированию и противодействию внутри единого экономического пространства.
Несмотря на то, что Евразийский экономический союз — сугубо экономическое объединение, налаживание оперативного взаимодействия правоохранительных и административных органов государств Союза является крайне важной задачей.
В июле этого года завершена ратификация и вступил в силу Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, подписанный 8 сентября 2015 года. Он направлен на создание условий для оперативного сотрудничества правоохранительных и таможенных органов стран ЕАЭС.
В целях реализации этого международного договора 30 августа текущего года Комиссией утвержден Регламент информационного взаимодействия уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, детализирующий механизм взаимодействия и координации действий всех уполномоченных органов стран ЕАЭС.
Для обеспечения функционирования этого механизма при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности создается Подкомитет по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в состав которого войдут представители уполномоченных органов всех государств ЕАЭС.
Одним из проверенных и надежных инструментов противодействия ввозу на территорию ЕАЭС контрафактной продукции являются таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
В высокой степени готовности находится проект международного договора, который обеспечит функционирование Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Принятие этого документа позволит создать единый таможенный механизм защиты от поступления контрафактных товаров по всему периметру границ Союза.
— Какие товары, по Вашему мнению, необходимо разрешить для параллельного импорта в первую очередь?
— В государствах-членах обсуждается целесообразность введения международного принципа для различных групп товаров: автозапчасти, запчасти к промышленному оборудованию, лекарственные препараты и т.д.
Необходимо понимать, что определение категорий товаров, в отношении которых будет вводиться исключение из действующего регионального принципа исчерпания исключительного права должно являться результатом согласованных позиций всех государств-членов ЕАЭС, основанных на анализе конкурентной ситуации на товарных рынках, наличии локализованных производств, социальной значимости таких товаров и т.д.
— Будут ли введены какие-то особые условия для Армении, находящейся в сложном положении с точки зрения логистики?
— Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу предусматривает трехлетний переходный период, согласно которому в стране возможно применение международного принципа исчерпания права.
При этом Республика Армения обеспечивает контроль за тем, чтобы товары параллельного импорта не попадали на территорию других государств-членов ЕАЭС. Территориальное положение страны позволяет этого добиться.
В 2018 году заканчивается трехлетний переходный период, который предоставлялся в целях адаптации работы участников внешнеторгового бизнеса в условиях установленного в Договоре о Союзе принципа исчерпания права, и на территории всех государств-членов ЕАЭС будет действовать единый принцип исчерпания исключительного права.
— Как Вы относитесь к переходу на взаиморасчеты в национальных валютах и бурно обсуждаемому вопросу о введении в будущем единой валюты? Вы, насколько я помню, относились этому довольно скептически.
— Следует отметить, что одним из факторов активизации интеграционных процессов, расширения торгово-экономических связей между нашими странами является проведение ими согласованной денежно-кредитной, валютной политики.
Эти правовые нормы определены в Договоре о Евразийском экономическом союзе. В частности, в соответствии с 64-й статьей Договора и Приложением № 15 к нему стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению их конвертируемости, проведению взаимных расчетов в национальных валютах, повышению к ним доверия, совершенствованию механизма платежно-расчетных отношений.
Поэтому созданы соответствующие правовые условия для перехода наших стран в перспективе на взаиморасчеты в национальных валютах, что будет способствовать устойчивому развитию государств Союза, снижению влияния конъюнктуры мировых рынков на экономики стран ЕАЭС и взаимную торговлю между ними, увеличению объема взаимного товарооборота в рамках Союза.
Что касается единой валюты, то об этом говорить пока рано. Тот уровень экономической интеграции, который в настоящее время существует на экономических и финансовых рынках наших стран, показывает, что объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве государств ЕАЭС пока не существует.
Низкой остается доля взаимной торговли стран Союза в общем объеме их внешнеторгового оборота. Так, по итогам 2015 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС составил 13,5%, за январь-сентябрь 2016 года — 14%.
Уровень экономического сотрудничества наших стран не позволяет говорить о создании единой валюты. Валютный союз — высшая форма экономической интеграции. И для реализации этого проекта необходимо сначала выйти на согласованные действия в макроэкономике, валютной политике, формирование условий функционирования единого рынка финансовых услуг. Только после решения этих задач можно начать думать о более высоком уровне валютной интеграции наших стран.