О тяжелой работе летчика, тонкостях полета и гражданской авиации Sputnik Армения рассказал пилот авиакомпании "Armenia" Армен Папикян, имеющий 1700 часов полета. Беседовала Лаура Саркисян.
—Почему Вы выбрали эту сложную профессию летчика?
— Я связан с авиацией с детства, так как мои родители работали в этой системе, а дядя и вовсе был летчиком. Меня всегда вдохновляла работа дяди, его друзей, их образ жизни. Поэтому еще в раннем возрасте решил для себя уйти в эту профессию. Сегодня могу сказать с уверенностью, что сделал правильный выбор.
После окончания школы не смог поступить в авиаучилище ни в России, ни в Армении, не было условий и возможности. Но я продолжил путь к мечте после службы в армии — в 2007 году поступил в авиационный учебный центр. Окончив обучение, в 2011 году поступил на работу в авиакомпанию "Армавиа".
— Что произошло после банкротства "Армавиа"?
— Мы (летный состав — ред.) очень переживали потерю авиакомпании "Армавиа", ведь она была сильной и состоявшейся. Тогда я, как и большинство наших летчиков, вынуждено уехали на заработки за границу. В Ереван вернулся, когда было объявлено об открытии новой авиакомпании "Эйр Армения". Однако пока я проходил переподготовку на родине Airbus в Тулузе (Франция), обанкротилась и "Эйр Армения".
Последние полгода я работаю в авиакомпании "Armenia" и связываю возрождение гражданской авиации именно с ее появлением. У нас очень много хороших специалистов, которые сегодня вынуждены работать в разных странах мира, и если в начале их было легко вернуть, то сегодня это уже практически невозможно.
—С чем связано то, что армянские летчики в рядах самых лучших?
— Работа летчика напрямую связана с интеллектом. Чтобы быть летчиком необходимо обладать большими знаниями и смекалкой. Не секрет, что армяне — умный народ, и поэтому нет сферы, где бы мы ни были среди первых или лучших. Не является исключением и сфера авиации.
Авиация — важнейшее направление для страны и для развития ее экономики. В конце-то концов, это сфера интеллектуальных людей. Если Вы сегодня используете и знаете о системе GPS, то в авиации их использовали с конца 80-х — начала 90-х.
Авиация остается все же закрытой для общественности сферой во всем мире, и поэтому иногда бывает, что пассажиры задают не совсем уместные вопросы. Например, могут спросить: "у самолета есть педаль?".
— Что лежит в основе оценки безопасности воздушного судна?
— Это достаточно сложный вопрос. Однако коэффициент безопасности выводится следующим образом: сравнивают количество перевезенных пассажиров с количеством несчастных случаев, всех сфер транспорта и выявляют, таким образом, самое безопасное средство передвижения.
Могу Вас заверить, что если за руль машины может сесть неопытный водитель, то за штурвалом самолета вы никогда не увидите новичка или же не совсем хорошо разбирающегося в пилотировании летчика. На самом деле авиакатастрофы были всегда и даже в больших количествах, чем сегодня. Однако все происходило за ширмой, информация не была публичной. Самолеты становятся безопаснее, так как техника чем дальше, тем больше развивается.
— В аварийных ситуациях, насколько помогают инструкции, которые показывают нам каждый раз стюардессы в самолете?
— Как ни парадоксально, помогают, даже в том случае, кто не следишь внимательно за тем, что показывала стюардесса. Были прецеденты, когда инструкция спасала людские жизни. Несколько лет назад в двигатели летевшего из Нью-Йорка самолета A-320 попали птицы. Диспетчеры связались с пилотом и предложили сесть в близлежащем аэропорту.
Однако летчик принял решение сажать самолет на воду. Все пассажиры остались в живых, в том числе благодаря выполнению инструкций и правил безопасности. Во время расследования было установлено, что если бы самолет попытался сесть в аэропорту, то это завершилось бы авиакатастрофой. Поверьте, в авиации необходима любая информация и любая мелочь имеет свое объяснение.
— Есть случаи из практики, которые навсегда останутся в памяти?
— Однажды мы летели в Москву. Нам сказали, что добавили четыре килограмма груза. Как оказалось это была змея. Все завершилось благополучно, а вот на борту египетского судна произошел инцидент. Пилоты лайнера авиакомпании Egypt Air вынуждены были совершить экстренную посадку после того, как в салоне появилась кобра. Змея сбежала из ручной клади иорданца и покусала его, когда хозяин пытался поймать ее. После этого руководство армянских авиалиний воздержалось от перевозки животных.
— Что нужно летчику для удачного полета?
— Пилот всегда должен летать в состоянии умеренного напряжения. Первым условием удачного полета является бдительность. Необходимо всегда быть начеку, чтобы случайно ничего не пропустить во время полета. Необходимо всегда владеть воздушной обстановкой и даже в тех случаях, когда включен автопилот.
— Что является самым сложным в Вашей профессии?
— В любой работе есть свои сложности, однако, если ты любишь свое дело, то любые сложности для тебя преодолимы.