Амалия Папян, Sputnik.
В 1896 году венгры отмечали 1000-летний юбилей своего обоснования на берегах Дуная, а говоря точнее, обретения родины. Эту знаменательную дату венгры отмечали с большим размахом. Начало XIX века было лучшим во всех отношениях периодом в истории Австро-Венгерской империи. Было все — деньги, желание создать процветающее государство, идти в ногу с мировой цивилизацией и техническим прогрессом.
В честь 1000-летнего юбилея в Будапеште была открыта Площадь героев, а также первый в Европе подземный переход. Это был подарок гражданам страны. Строительство метрополитена началось в 1894 году, а спустя два года, в 1896-м, его сдали в эксплуатацию.
До 1973 года длина первой линии самого старого на европейском континенте будапештского метро составляла четыре с половиной километра, однако во время очередных восстановительных работ была построена еще одна станция, и протяженность желтой линии M1 венгерского метро достигла пяти километров. На первой линии метро действует в общей сложности 11 станций, расстояние между ними — примерно 400 метров.
Линия метрополитена с отличительным знаком M1 чиста и уютна. Заходя в будапештское метро, ты окунаешься в удивительно добрую, воистину сказочную атмосферу, а старые вагоны, которые меньше обычных, "стандартных" (6 метров в ширину и 2,75 метров высотой), придают метрополитену особый колорит, напоминают кадр из мультика. Создается впечатление, будто вы оказались на планете игрушек.
Сегодня метро считается самым доступным видом транспорта, а ведь когда-то оно было "элитным" транспортом. Именно потому первая линия будапештского метрополитена проходила только через центр города, а станции размещались только там, где отдыхала элита.
Желтая линия и сегодня считается "элитной", маршрут M1 — это Опера, река Дунай, оздоровительные бани… Ни одного предприятия. В 2002 году первое в Европе метро было объявлено объектом, находящимся под защитой ЮНЕСКО. И не только потому, что оно первое на континенте, а потому, что в Венгрии делают все, чтобы сохранить сказку.