Жанна Крикорова, Степанакерт, специально для Sputnik Армения
Задаюсь вопросом: что может произойти, если вдруг будут опубликованы имена всех граждан иностранных государств, посетивших Карабах хотя бы за последние 10 лет? А это, только по данным официальной статистики, более полутора миллиона человек из США, Японии, Германии, Франции, Италии и других стран ЕС, России, Китая, Ирана и т.д.
Страшно представить, какие могут быть последствия. Азербайджан совместно с Интерполом начнет разыскивать этих людей по всему миру и требовать их экстрадиции?! Потратит на это миллиарды народных денег?! Устроит миллион показательных судов?! Будет выслушивать и вычитывать сотни заявлений и предупреждений от омбудсменов, дипведомств, парламентариев всех стран и народов? Что ж, тогда, возможно, мировому сообществу будет легче признать Карабах, чем отстоять основные права собственных граждан. Ведь один Лапшин — еще ничего, а если это миллионы Лапшиных?! А может Азербайджан не интересуют простые туристы, и им важны только лишь "медийные" персоны? Тогда как же ЗАКОН? Ведь закон один для всех, или у наших соседей законы подчиняются принципу — "кого хочу, того и мочу"?!
Нестыковка! Нет никакой логики в действиях Азербайджана, нет никаких законов и международных норм, есть лишь своевременное использование определенных ситуаций в качестве инструментов для политических игрищ, в числе коих и оказался незадачливый блогер Лапшин.
Ни Лапшину, ни кому-либо еще не может быть инкримировано посещение Карабаха, нет такого закона, согласно которому — это уголовно преследуемое деяние. Максимум, на что способен Азербайджан — запретить въезд в страну, что они и делают неустанно в течение многих лет. Единственное, что может быть предъявлено Лапшину — нарушение правил въезда в Азербайджан.
Он посетил Карабах дважды, последний его туристический визит в был пять лет назад. Блогер попал в бакинский стоп-лист. Узнав об этом и используя уже свой не российский, а украинский паспорт, где он не Александр, а Олександр, он всё-таки въехал в Азербайджан. Все его публикации были больше посвящены тому, как умело и ловко он обманывал карабахских и азербайджанских пограничников, таможенников, милиционеров. Бравируя собственной находчивостью и пристрастием к авантюрам, Лапшин, возможно, опосредованно, но, по сути, выдает рекомендации, как можно побывать и там, и там, минуя установленные правила.
Пять лет назад азербайджанские медиа с превеликим удовольствием публиковали его опусы, потому что в них, с их точки зрения, было много негатива о Карабахе, и эти заметки пополнили арсенал антиармянской пропаганды в Азербайджане. Спустя некоторое время в Баку также лихо размещали его статьи, где он с восторгом отзывается об азербайджанской столице и стране в целом.
Так в чем провинился Лапшин перед азербайджанскими властями? Да, ни в чем! О нем бы никто в Баку не вспомнил, если бы не подходящий политический момент, и горе-путешественник вдруг резко понадобился. Сразу вспомнилось, как он пять лет назад обвел вокруг пальца азербайджанского пограничника. А его былые заслуги, где про Карабах-плохо, а про Баку — хорошо, были немедленно забыты.
Не хотелось бы вдаваться в подробности политологического анализа всей этой канители. Это задача других авторов и других ведомств. Карабах в этой истории совершенно не при чем! Вряд ли история с Лапшиным станет прецедентом, и не только в связи с алогизмами, приведенными в самом начале статьи. А потому, что официальный Баку в этой партии преследует совершенно другие цели: игра мускулами, удовлетворение амбиций, попытка заявить о себе, как об игроке международного класса, заставить считаться со своим "беззаконием". И если рассматривать наше отношение и позицию применительно к этой ситуации, то только в контексте правового произвола в отношении не только Карабаха, но и граждан других государств.
Азербайджан решает, что он имеет право запрещать кому-то въезд —выезд, торпедировать участие карабахских делегаций в любых международных мероприятиях, будь то спорт, искусство, наука, торговля, народная дипломатия и многое другое, а международные институты и структуры, так рьяно воюющие за права человека где-нибудь на Ближнем Востоке, взирают на это со смиренным молчанием. Что называется — "домолчались"! Теперь Азербайджан идет к вам!
Давно известно, чем больше препятствий, тем больше усилий для их преодоления, что очень даже способствует росту духа и интеллекта.
Гости Карабаха, именитые и неименитые, приезжали, приезжают и будут приезжать, влюбляться в этот чудный край, в наше гостеприимство, с тоской уезжать и снова возвращаться. А лапша "от Лапшина" — точно не для нас, а для тех у кого ни ушей, ни глаз…
Նյութի հայերեն տարբերակը>>