О первом визите в Армению, двустороннем сотрудничестве, сложностях жизни служителей церкви Sputnik Армения рассказал владыка Леонид. Беседовала Лаура Саркисян.
— Владыка, расскажите о цели Вашего визита в Армению?
— Решением Священного Синода в декабре 2016 года было создано Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Армении, которые возглавил я.
Это мой первый трехдневный протокольный визит в Армению. Встречи были плодотворными: я познакомился в Ереване и Гюмри с нашими дипломатическими представительствами и их главами, посетил некоторые приходы, пообщался с клиром, с монашествующими, познакомился со 102-й военной базой. Очень важная и плодотворная встреча состоялась в Первопрестольном Святом Эчмиадзине с Его Святейшеством Католикосом всех армян Гарегином II. Поездка удалась, и мы реализовали поставленные цели и задачи.
— Какие этапы двустороннего сотрудничества можете обозначить?
— Прежде всего, это межцерковное взаимодействие, которое будет полезно русско-армянскому сообществу. Для нас сотрудничество начинается с малого — это в первую очередь возможность общения между собой. В ближайшей перспективе, на Великую Пасху, мы проведем неделю народной дипломатии, культуры Северной Осетии в Армении. Мы привезем хоровые, танцевальные, оркестровые коллективы, труппу русского драматического театра имени Вахтангова. Есть перспективы строительства кафедрального собора, и освящение Крестовоздвиженского храма в Ереване.
— Моя предыдущая кафедра включала в себя целый континент — от Кубы до Антарктиды, которая была самой большой административно-территориальной единицей в Русской Православной церкви. Мне приходилось по 8-9 часов лететь в одну сторону, и, с Божьей помощью, я справлялся. Очень много зависит от желания как отдельно взятого индивида, так и всей команды. Господь не дает непосильного креста, и если бы это было неподъемно, я думаю, мне бы это не поручили.
— Почему после столь долгой службы на другом континенте Вас перевели во Владикавказ?
— Мы служим Богу, Церкви, своему Отечеству, народу. Священнослужитель такой же воин, только он воин Христов. Ему приказывают идти в каком-то направлении, в то или иное место служения, он с благодарностью принимает это благословение и исполняет то послушание, которое на него возлагается Матерью-Церковью. У нас не существует понятия хочу или не хочу, есть общественное понимание надобности.
— Когда Вы для себя приняли решение, что хотите посвятить жизнь Богу?
— Я в 20 лет поступил в семинарию, после того, как отслужил в рядах ВС. Диаконство принял в достаточно раннем возрасте — в 21 год, еще будучи студентом. Далее служение в Екатеринодарской и Кубанской метрополии, впоследствии был переведен в Москву в Отдел по взаимодействию с армией и флотом. Оттуда уехал в первую командировку в 1998 году в Боснию и Герцеговину. Пять лет учился в Афинском государственном университете, после чего вновь вернулся в Москву — в центральный аппарат Отдела внешних церковных связей, который в то время возглавлял митрополит Кирилл — нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Я свято верю, что у каждого человека есть своя начертанная ипостась. Мы можем стремиться к чему-то, мы можем чего-то хотеть, просить, молить, но если человеку что-то начертано исполнить Богом, то он исполнит. Не случайно говорят "человек предполагает, а Господь располагает".
— В Вашем случае Вы предполагали?
— Нет, я не предполагал, юношеские мечты мои были иные, но жизнь и Божий промысел внесли свои коррективы.
— Что является самым сложным в Вашей деятельности?
— Есть какие-то сложные вопросы, проблемы. Я не люблю общаться с людьми, которые принимают решения медленно. Где-то внутри я более динамичный человек, и мне бы хотелось, чтобы все в жизни вращалось быстро, активно и деятельно. Когда я вижу какие-то бюрократические процессы, либо нежелание конкретной группы принимать те или иные решения, которые они обязаны по долгу своей службы, тогда я немного разочаровываюсь. Жизнь скоротечна, и эта жизненная динамика, всплески положительных моментов должны играть решающую роль. Человек должен научиться видеть жизнь яркой и быть благодарным Богу, за то, что дышит.
— Что помогло нашим народам сохранить традиционные семейные ценности?
— Прежде всего, наша генетика. Мы по своей истории очень много пережили и продолжаем переживать. Те или иные исторические обстоятельства нас делают крепче, закаляют. Это иногда дается нам большой кровью и громадными потерями, но отголоски жизни, которые были отданы за наше благополучие старшими поколениями, не проходят бесследно. Ген, который в нас присутствует и позволяет нам блюсти себя в рамках нравственности, морали. Сегодня — непростое время, и общехристианские вызовы имеют место по всем направлениям. Многие работают для того, чтобы нарушить нашу преемственность, отношение к ценностям, подменить их, привить то, что глянцево, но оно нам не нужно, так как нам чуждо. Задача Церкви — поддержать людей, и я надеюсь, с Божией помощью, у нас все получится.