Иран — кость в горле США
На самом деле наш сосед периодически оказывается на верхних строчках самых влиятельных международных таблоидов. И причина в проблемах во взаимоотношениях с Соединенными Штатами, которые, как говорится, испытывают к Ирану "личную неприязнь " и выстраивают свою политику в нашем регионе, исходя в первую очередь именно из данного обстоятельства. Проще говоря, американцы мстят Ирану за то, что тот, в итоге, смог выдержать многолетние экономические и политические санкции, которые были навязаны официальным Вашингтоном по отношению к нему всей мировой элите.
И потом, когда часть этих санкций все-таки была снята, вдруг оказалась, что Тегеран сумел сохранить серьезный потенциал, позволяющий стране очень быстро восстановить свои экономические и политические позиции в качестве одной из ведущих региональных сверхдержав.
Ну, это если образно выражаться. На самом деле, видимо, у Соединенных Штатов наличествуют серьезные причины для того, чтобы строить свою политику относительно Ирана, исходя исключительно из принципов отрицания его роли и заслуг в политических процессах, развернувшихся на Ближнем Востоке. Ну, речь о тех причинах, о которых не трубят со всех ООН-овских трибун и не печатают в газетах.
Армении придется выбирать
Как бы то ни было, напряжение во взаимоотношениях между двумя государствами растет, порой приобретая достаточно специфические, вне грани политической логики, формы… Что в свою очередь не может не отразиться на ситуации, складывающейся в нашем регионе, и на интересах Армении — в частности. Ведь именно Иран сегодня — единственный наш региональный стратегический партнер, с которым у официального Еревана сложились добрососедские взаимоотношения как в политическом, так и в экономическом аспектах. Не говоря уж о том, что во времена былые, в начале 90-х, когда наша страна попросту задыхалась в тисках "добрососедской" блокады, именно Иран предоставил нам выход в "большой мир ", хотя бы частично обеспечивая нас электроэнергией.
На самом деле, если ирано-американские взаимоотношения дойдут до точки невозврата (а к этому, кажется, действительно все идет), то следует понимать, что и нам, армянам, придется делать свой выбор, как бы ни хотелось этого избежать по политическим соображениям. Так сказать, оказаться по одну из сторон складывающейся баррикады. Придется выбирать между нашим добрым соседом и вполне реальным партнером с одной стороны, и так называемыми европейскими, вернее, западными ценностями…
Даже сверхдержавам придется считаться с Арменией
При этом следует помнить, например, что недавно озвученный проект создания так называемой Сюникской зоны свободной торговли обещает нашему государству экономические дивиденды, да и вообще такие перспективы, которых, по большому счету, мы не имели за все 25 лет независимости. Это дает нам возможность прямого выхода на такие крупные рынки сбыта, какими являются, скажем, Индия или Китай (было бы что производить). Но это — не самое главное.
Если (когда) проект зоны свободной торговли в Сюнике вдруг заработает на полную мощность, Армения в этом контексте получит шанс стать серьезным экономическим транспортным хабом, точкой транзита, обеспечивающей выход Ирана как на рынок ЕАЭС, так и на рынок ЕЭС. В итоге, если проект будет реализован, Армения резко увеличивает свое влияние в регионе, и считаться с нами придется сверхдержавам как регионального, так и мирового масштаба.
Сам проект оценивается всего лишь в 32 миллиона долларов, что изначально предполагает, что найти инвесторов будет достаточно легко… Да, и еще. Под "это дело ", по предварительным расчетам, планируется предоставить участок в 16 гектаров, который, в обозримом будущем, когда механизм транспортного хаба заработает на полную мощность, можно будет увеличить до 40 гектаров.
Другов дело, что проектируя Сюникскую зону свободной торговли, следует делать скидку на целый ряд политических составляющих, из которых на первом месте, конечно же — проблема карабхского противостояния. Пока висит Дамоклов меч войны, ни о каких реальных экономических инвестициях в Сюнике говорить не приходится.
Ирану необходим мир в Карабахе
И в этом плане следует понимать важность позиции Ирана, который при подобном раскладе действительно мог бы стать гарантом невозобновления военных действий и соблюдения, как минимум, договоренностей по соглашению о прекращении огня, подписанного в 94 — 95 годах. Этот аспект в данном контексте может быть гораздо важнее, чем деятельность Запада, который за все эти годы так и не смог разработать реально действующего механизма, нейтрализующего угрозу возобновление военных действий в зоне противостояния.
Напоследок, пожалуй, следует упомянуть также и то, что Иран сейчас испытывает серьезные трудности с энергетикой, особенно в северных регионах страны. И Армения, в которой еще со времен Советского Союза налицо переизбыток производительных мощностей, в этом плане для иранцев — панацея.
Следует учитывать, что Иран обычно финансами на бесперспективные и рисковые проекты не разбрасывается. А это значит, что наши соседи будут весьма последовательно гнуть свою политическую линию, предполагающую невозобновление военных действий в регионе.