ЕРЕВАН, 23 фев — Sputnik. Два месяца назад в рамках постоянной рубрики "Прогулки по Тифлису" корреспондент Sputnik Грузия Екатерина Микаридзе рассказала об одном из самых известных зданий на проспекте Руставели, так называемом Доходном доме знаменитого Тифлисского предпринимателя и мецената Александра Мелик-Азарянца.
Повествуя о предпринимателе, мы, конечно же, коснулись и его личной жизни, о которой известно предельно мало. Азарянц был уже в зрелом возрасте, когда у него родилась дочь Такуи. Девушка прожила всего 22 года. Отец долго горевал по дочери. Но время шло. Жизнь текла своим чередом. Спустя несколько лет Александр Мелик-Азарянц построил Доходный дом и посвятил его своей ушедшей из жизни девочке. Строительство уникального по тем временам комплекса заняло три года и завершилось в 1915 году. Известно, что последние годы жизни бизнесмен провел в каморке Доходного дома, которую ему выделили после большевистской национализации.
Что же стало с его семьей и была ли она у него вообще, оставалось загадкой. Мы, конечно же, строили собственные предположения о том, что, возможно, у него были и другие дети. Но из опасений за их жизнь после прихода новой власти Азарянц скрывал их существование, поэтому следы членов его семьи и терялись. Но то были всего лишь версии, не подтвержденные фактами.
Спустя два месяца в наш почтовый ящик постучалась прямая наследница мецената. Наталья нашла нас через социальные сети. Оказалось, праправнучка Александра Мелик-Азарянца живет в Днепропетровске.
Наталье 34 года. Она родилась и выросла в Украине. Получила два высших образования. Сегодня занимается ресторанным бизнесом и является почетным членом гостиничной ассоциации. Детей в их семье было двое: она — Наталья Калантарова — и брат, на год старше. Недавно он трагически погиб — Марат занимался высотным альпинизмом и сорвался с высоты.
Калантарова рассказала, что нажив состояние Александр Мелик-Азарянц решил обзавестись семьей. Он женился на Такуи Овсепян. Вскоре у них родилась дочь, которую тоже, как и мать, назвали Такуи. А через год в семье появилось еще одно пополнение, у супругов родилась дочь Софья. Девочки росли одна краше другой. О том, что рано ушедшая старшая дочь Такуи была красавицей, известно из тех скудных источников, которые можно найти. О внешности младшей сестры можно судить по фотографии, сохранившейся у Натальи.
Обе девочки росли в достатке и получили хорошее образование. Такуи из жизни ушла рано, в заключении о смерти, которое также хранится у Натальи, присутствует фраза – тяжело заболела. От какой конкретно болезни она умерла, в документе не сказано.
Судьба же Натальиной прабабушки сложилась следующим образом. В 1910 году в возрасте 26 лет Софья вышла замуж за Ованеса Калантарова. Молодой человек происходил из состоятельной семьи, был титулярным советником и занимался адвокатской практикой. Это был брак по любви. Об их трогательных отношениях рассказывает и переписка, которую они вели, когда Ованесу приходилось отлучаться по делам службы из города.
Софья практически сразу после замужества забеременела. И через год у супругов родился сын Николай. В письмах, которые Наталья бережно хранит, прабабушка пишет о болезни сына Николая (деда Софьи). О том, что скучает, что на Кавказе пока спокойно и выезжать нет необходимости. Речь идет о 1911 годе. Впрочем семья не выехала ни в 1911-м, ни даже позже, после смены власти и прихода большевиков. Они продолжали жить в Тифлисе, в доме, подаренном Александром молодоженам в качестве свадебного подарка. Дом этот, по информации Натальи, располагался на улице Лермонтова 14. Вот так этот дом выглядит сегодня. На решетках трех окон сохранились инициалы первоначального владельца — А.А.
Впрочем, по утверждениям Натальи, у знаменитого деда был еще один дом на улице Фрейлинской, ныне Сулхан-Саба. У внучки сохранились купчие на все три дома: Доходный на Руставели, всем известный, на улице Лермонтова 14 и на Фрейлинской 7.
Как-то Наталья даже обратилась с документами к послу Грузии в Украине с просьбой рассмотреть ее вопрос о возможном имущественном возвращении всех трех домов, ну или хотя бы одного. На что дипломат ответил ей, что в Грузии нет закона, регулирующего подобные имущественные споры. И единственным выходом, по его словам, является Европейский суд, который по вынесению решения может обязать грузинскую сторону предпринять какие-то шаги. Одним словом, длинная, бюрократическая цепь, не гарантирующая положительного исхода даже после представления всех вещественных доказательств.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>
Полную версию можно прочесть на сайте Sputnik Грузия.