Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik
Пытаясь договориться с Москвой о приобретении зенитно — ракетных комплексов нового поколения ЭС-400, Анкара преследует вовсе не военные, а вполне конкретные политические цели.
В свою очередь Россия ни в коем случае не пошла бы на продажу ЗРК ЭС-400 "Триумф", тем более полноценному члену НАТО, если бы не наличие целого ряда соображений, как политического, так и экономического толка.
Что перевесит в данном контексте? Желание еще сильнее "привязать" к себе Турцию и воздействовать на политику, которую та продвигает на Ближнем Востоке? Соображения экономического характера (ведь ЗРК ЭС-400 "Триумф" — удовольствие не из дешевых)? Или все-таки стремление не дать Турции окрепнуть настолько, чтобы проводить в регионе полностью самостоятельную политику?
Привязать к себе Турцию и диктовать свою волю?
Ответ на каждый из этих вопросов имеет свою четкую логическую парадигму. Ведь в случае, если Анкара все-таки сумеет убедить Москву продать ей комплекс ЭС — 400, от одного упоминания которого у западных лидеров и дипломатов начинаются конвульсии, то это будет означать, что в политическом аспекте влияние России на региональную политику Турции возрастет в разы. А это сейчас имеет огромное значение с точки зрения урегулирования сирийского конфликта.
Я бы к этому аспекту добавил бы еще и однозначную позицию Турции по Карабахской проблеме. Ведь не секрет, что Анкара оказывает огромное влияние на политику Баку в данном вопросе.
Турция так, между делом, все время провоцирует обострение военного противостояния между сторонами, в то время как России сегодня, кровь из носу, нужен максимально спокойный регион Закавказья. И согласие на продажу "Триумфов" Анкаре может стать условием для того, чтобы турки отказались бы от стремления влиять на Баку с целью дальнейшей эскалации Карабахского конфликта.
…тем более, что скоро выйдет ЭС — 500
К тому же, чисто в экономическом, финансовом плане подобный расклад был бы просто идеальным решением проблем, с которыми сейчас, по всей видимости, сталкивается Россия. Ведь строительство Южного "турецкого" Газопровода — удовольствие не из дешевых. Его разве что можно сравнить в финансовом плане со стоимостью договора о поставке дивизиона ЗРК "Триумф" туркам.
Согласитесь, соблазнительный вариант для Москвы, которой, в любом случае, достаточно тяжело в условиях западных санкций, и вполне может возникнуть желание посредством подобной крупной сделки поправить какие-то финансовые проблемы. Тем более, что в ближайшее время ожидается массовое производство нового ЗРК ЭС — 500…
Перевесит ли все это, когда речь идет о продаже комплекса "Триумфа" именно Турции, которая является полноценным членом НАТО и имеет после США вторую по численности армию в Северно-атлантическом блоке?
От кого будет оборонять Анкара свое небо?
С другой стороны — хотелось бы, как говориться, хотя бы в общих чертах понять, от кого собирается охранять свое небо Турция? От российской авиации? И для этого покупает хоть в мире самые эффективные, но зенитные комплексы именно российского производства? Даже не смешно…
От Запада и, в первую очередь, Америки? Но ведь если судить по тенденциям, сегодня Турция не просто член НАТО, она имеет шансы еще более укрепить и усилить свои позиции в альянсе. Во всяком случае политика по отношению к НАТО, которая сегодня озвучивается Вашингтоном, предполагает некоторый отход американцев от проблематики, связанной с альянсом. И в этом плане Турции сам Бог велел претендовать если не на лидерство в блоке, то, как минимум, на укрепление своих позиций.
Турция рвется в лидеры НАТО
И в этом плане в общую канву развития событий четко укладывается и стремление Анкары приобрести ЭС — 400. Она станет единственным членом НАТО, обладающим столь мощной системой ПВО, а это, в свою очередь, заставит и европейцев, и американцев с Турцией считаться.
Москву, с одной стороны, подобный расклад мог бы и устроить, ведь это означало бы, что усиление влияния на Турцию, как одного из ведущих членов Северо-Атлантического альянса, механически переходило бы и на усиление позиций самой России.
Хотя это еще вопрос, выгодно ли иметь под боком именно такого соседа и партнера, каким является Турция? Ведь в случае усиления своих позиций в альянсе она может вдруг взбрыкнуться так, что мало не покажется? Как было, например, в случае с подбитым в сирийской Латакии российским фронтовым бомбардировщиком…
Правда, сейчас по сирийской проблематике Анкара ведет себя вполне адекватно, считаясь с позициями не только России, но и Ирана. Однако не стоит забывать известную армянскую пословицу о том, что "если дружишь с турком — не выпускай палку из рук"…