Изначально было понятно, что именно вопрос карабахского урегулирования будет одной из основных и главных (если не самой главной) козырных карт для партий и коалиций, схлестнувшихся в смертельной политической схватке за места в парламенте.
Ясно, что и с высоких трибун, и с митинговых подмостков будет много говориться об экономике, "социалке" и об олигархах, надоевших народу хуже горькой редьки. О низких зарплатах, пенсиях и о поганой банковской структуре, словно задавшейся целью держать целую нацию на коротком поводке долгов и кредитов.
Это те темы, которые должны по идее обеспечить обильные поступления голосов в копилку партий и коалиций. Однако следует учитывать, что правила любой политической игры, разворачивающейся в Армении, еще с 1988 года имеют свою, особую специфику. И специфика эта изначально называется карабахским урегулированием.
Вот уже почти 30 лет, как этой темой пользуются как оппозиционные силы, так и провластные.
Пользовались этим (и, несомненно, будут пользоваться и далее) внешние силы, которые при любом раскладе достаточно активно работают на внутриполитическом поле нашей страны. Потому что реально понимают и осознают, что завоевать сердце армянского избирателя, равно как и контролировать внешнеполитический курс страны можно не посредством экономической помощи, не обещаниями сытой жизни, не кредитами и инвестициями, а именно помощью в деле мирного карабахского урегулирования.
Нет, социально —экономический фактор в Армении весьма важен, и в этом плане армяне от других особо не отличаются. Мы тоже мечтаем жить в зажиточной стране, получать высокие зарплаты и пенсии, а не таскаться в поисках нормальной работы по России и Европе, вдали от дома и семьи. Именно в Армении возделывать поля, строить дома, ходить на работу и не беспокоиться о завтрашнем дне. В этом плане наш народ точно такой же, как остальные.
Однако все вышеперечисленное — далеко не самое важное, поскольку существует Карабах и процесс карабахского урегулирования.
И как бы ни удивительно это казалось внешним силам, все равно, они понимают, что с данным фактором придется считаться при любом раскладе. И что уж говорить о внутренних политических силах. Особенно в предвыборный период…
Даже те споры, которые периодически разворачиваются между партиями, борющимися за место под "парламентским" солнцем на телевизионных подмостках, страницах интернет-сайтов и бумажных печатных изданий, и касаются тех же социально-экономических или же банковско-финансовых структур, все равно в итоге завершаются именно карабахской проблематикой.
И представители политических сил великолепно сознают, что самые соблазнительные обещания о райских кущах обязательно должны быть приправлены вполне конкретными политическими проектами, касающимися именно мирного карабахского урегулирования.
На самом деле не зря же говорят, что больше всего врут во время охоты, войны и выборов. Сейчас в Армении наступило именно то время, когда разворачивается предвыборная кампания, а опасность возобновления войны настолько реальна, что ее можно просто физически ощутить, даже пощупать… И очевидно, что именно этот фактор сыграет решающую роль в выборах в новый парламент. А это значит, что политическим партиям, союзам и отдельным деятелям предстоит далеко непростая задача.
Ведь на самом деле это сверхтрудная задача — суметь уговорить избирателя, что именно он сможет найти тот самый ключик, способный помочь в урегулировании карабахской проблемы, мирным путем, да еще полностью в нашу пользу…
Ну, избиратель, быть может, сумел бы сравнительно легко поверить в мирное развитие событий (в желаемое всегда хочется верить), если бы не было бы прошлогодней четырехдневной войны в Карабахе.
Ведь мы до сих пор начинаем утро с того, что с трепетом в сердце включаем компьютер именно на информационных сайтах. Узнаем, из какого типа оружия на сей раз обстреляли наши позиции на границе и есть ли жертвы.
И тогда возникает вопрос, какой из политических структур верить? Тем, кто требует отказаться от принципов мадридских договоренностей? А может тем, которые утверждают, что Запад нам поможет? Или тем, кто на вершину своей "агитки" поставил идею мощной и профессиональной армии? А может правы те, которые утверждают, что пора признавать государственный статус Карабаха и сажать за стол переговоров с официальным Баку представителей Степанакерта?
Вопросы, вопросы, ответить на которые не в состоянии даже те, кто выступает с высоких трибун и во время политических ток-шоу.
А если к этому добавить еще и фактор внешнеполитический, сознавать, что в сложившейся ситуации свою долю участия, свою лепту вносят еще и те внешние силы, каждая из которых имеет, как говорится, свой "гешефт" из раскручивания карабахского конфликта, то можно представить, насколько трудно приходится сегодня армянскому избирателю…
Նյութի հայերեն տարբերակը>>