В преддверии референдума по конституционным изменениям турецкое правительство пыталось провести ряд пропагандистских мероприятий в столицах некоторых европейских стран. Однако европейцы посчитали подобное поведение Анкары "дурным тоном" и запретили на своей территории подобные мероприятия. В ответ Анкара огрызнулась так, что сегодня политические отношения турок с этими странами обострились донельзя, а поведение Турции на политических подмостках стало откровенно агрессивным и непредсказуемым.
На самом деле все то, что происходит с Турцией на международной политической арене, еще долго будет находиться в центре внимания мирового сообщества и ведущих масс-медиа. Политические эксперты пока еще пытаются только разобраться в том, что же произошло в этой стране. Как же так получилось, что она, находясь в какой-то момент всего лишь в паре шагов от вступления в Евросоюз, будучи полноценным членом НАТО (более того, одним из самых влиятельных членов Северо-Атлантического альянса), вдруг резко изменила свои внешнеполитические приоритеты?
В настоящее время понятно только одно — отныне и весь период дальнейшего правления Эрдогана Турция не будет даже и вида делать, что соответствует западным цивилизационным нормам. Даже не будет пробовать этого делать, потому что не хочет, потому что ей это невыгодно.. Да и потому, что даже при большом желании не могла бы.
Дело в том, что соответствовать западным цивилизационным нормам и пытаться стать откровенно европейской страной для Эрдогана в сложившейся ситуации означает одно — согласиться с таким уровнем внутренней политической свободы, которая очень быстро привела бы к развалу страны.
Ведь нельзя забывать о наличии курдского фактора и о том, что члены уничтожаемых под корень террористических организаций уже десятками тысяч пересекли сирийскую границу и оказались в Турции. И официальной Анкаре придется противостоять этой угрозе, причем такими жесткими и радиальными методами, с которыми те же европейцы ни в коем случае не могут согласиться.
На самом деле причин гораздо больше. И то обстоятельство, что сама Турция весьма далека от европейских цивилизационных норм, является, пожалуй, главной причиной сложившейся ситуации. Главной, но не единственной причиной. Грубо говоря, европейцы все время пытались "кинуть" турок, принудить их к таким шагам, которые очень быстро привели бы к развалу страны, к ощутимым территориальным потерям. Причем к развалу, так сказать, "с личного согласия потерпевшего".
Следует отметить, что сами европейцы пока еще и не осознали всю серьезность сложившейся ситуации. Между тем наблюдающийся сейчас развал самого Евросоюза находится в прямой причинно-следственной связи с происходящим в Турции. А может быть понимают и осознают, но боятся самим себе в этом признаться, поэтому пытаются найти какие-то другие объяснения и причины. Ведь развал установившихся европейских норм — это же действительно страшно. В реальности происходит приблизительно то же, что было в начале 90-х на территории Советского Союза…
Как бы то ни было, все это необходимо глубоко проанализировать. И только после этого можно будет сделать какие-то выводы из сложившейся ситуации, предсказать, в каком направлении пойдет современная человеческая цивилизация. Но не сегодня, не сейчас, еще слишком рано.
Остается внимательно следить за развитием взаимоотношений между Турцией и Европой, понимая, что складывающаяся ситуация опасна буквально для всех. Ведь если до сих пор на международных политических подмостках поведение Турции было в какой-то мере скованно именно теми самыми человеческими и цивилизационными канонами, о которых речь шла выше, то сейчас этих оков больше нет. И как себя отныне проявит страна на международной политической арене, неизвестно. Это и вызывает тревогу.
Кажется, время развала Турции как единого государственного образования наступило раньше, чем предсказывалось. Года два тому назад речь шла о 5-7 годах. Однако, кажется, страна пошла "под откос" гораздо быстрее.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>