На концертах родившегося в Марселе и проживающего в Париже саксофониста Алекси Авагяна всегда аншлаг. Несомненно, жители французской столицы любят джаз, однако во время вечеров Алекси звучат также мелодии, очень близкие армянской душе и более чем приятные для европейского слушателя. Беседовала Лилит Сохакян.
— Алекси, когда Вы поняли, что музыка — это ваше призвание?
— Всегда мечтал играть… Мама моя играла на каноне, благодаря ей, я с детства приобщился к музыке. Родился я в Марселе. Сначала научился игре на фортепиано, потом на гитаре, а после — саксофоне. Изначально выбрал профессию социолога, поступил в университет. Однако очень скоро понял, что это не мое. Пошел по зову сердца и профессионально занялся музыкой. Поначалу, конечно, было трудно. Параллельно с музыкой, я выполнял разного рода работу, однако главным была музыка.
— Это свободная музыка, в джазе ты волен делать, что пожелаешь, можешь без каких-либо ограничений найти свое "я". Мир джаза настолько безграничен, что каждый может найти свой собственный стиль. Я прислушался к своему армянскому голосу, попытавшись совместить народную музыку с другим жанром.
— Вы перебрались из Марселя в Париж. С профессиональной точки зрения большая ли разница между городами?
— Конечно, большая. В Марселе мало заведений, где можно играть. Однозначно, здесь сфера несколько хромает. В Париже для музыканта больше простора, широты, есть, где развернуться.
— Этот "международный" город тепло принимает приезжих?
— Все не просто, нужно бороться. Когда только приехал в Париж, каждый вечер играл в разных местах, ходил знакомиться с новыми музыкантами. Было важно, чтобы зритель меня узнал. Для того, чтобы встать на ноги потребовались годы. Постепенно я создал свою группу, и в 2013 году мы записали первый диск.
— И назвали его "Digging Chami". Это что игра слов?
— Да, для нас армян смысл понятен — дигин (на армянском — տիկին, означает госпожа), но и на английском "to dig" означает "уважать, любить", а Шами — это моя бабушка Шамирам. Поскольку в нашей семье мужчины рано умерли, меня вырастила бабушка. Она после Геноцида перебралась в Грецию, потом в Марсель, а в 1947 году при Сталине вернулась в Армению.
— То есть Ваш первый альбом стал словом благодарности госпоже Шамирам.
— Безусловно. Кроме того, я хотел через музыку рассказать людям свою историю. Геноцид и погромы являются неразрывной частью истории моей жизни и жизни моего народа. Хотел рассказать об этом моему слушателю.
— Второй альбом, который вышел совершенно недавно, называется "Hi Dream". То есть "Здравствуй, мечта" или "Мечта армянина"?
— Здесь снова игра слов. Но, прежде всего, это мечта армянина.
— И что это за мечта?
— Это мечта одного парня стать музыкантом (смеется). На самом деле альбом вобрал в себя мечты многих армян.
Произведение "Glendale" посвящено мечте одной армянской семье, которая желает перебраться в этот город, композиция "Boulevard des grands pins" названа в честь одноименной марсельской улицы, где после погромов обосновалась моя бабушка. Эта улица находилась в районе "СенЛу", где жили в основном армянские семьи, сохранившие свои мечты в сердце. Одним словом, можно сказать, что и второй диск посвящен той же теме и имеет ту же цель, что и первый — с помощью музыки рассказать историю моего народа.
— Какое настроение царит во время концертов, как Вас принимает публика?
— От зрителя исходит невероятная энергетика. Особенно, когда на концерте звучит и дудук. Для европейцев дудук невероятный и интересный инструмент, его звуки неимоверно эмоциональные и трогательные. По-моему, в нашей музыке именно дудук подчеркивает нашу идентичность.
— Думаете, дудук хорошо сочетается с джазом?
— Смотря, как сочетать. Нужно быть осторожным, чтобы получилась качественная музыка.
— Можно сказать, что среди армян есть известные джазмены?
— Да, в мире есть известные армянские музыканты. Знаю, что и в Ереване есть замечательные джазмены. У меня есть желание реализовать совместные программы с армянскими группами. Надеюсь, когда-нибудь обязательно…
— А чем именно обусловлен синтез армян и джаза?
— В джазе много блюза и грусти, есть и протест, все это есть и в нас — армянах. Возможно, это является причиной хорошего синтеза. Джаз и армяне несут в себе одну и ту же историю.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>