Какой риск таят в себе поправки к Избирательному кодексу и насколько актуальна для Армении парламентская форма правления, Sputnik Армения разъяснил адвокат Давид Варданян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Как Вы оцениваете изменения, внесенные в Избирательный кодекс Армении?
— Поправки к Избирательному кодексу прошли долгий, сложный путь. Изменения вносились при содействии европейских структур дважды. В итоге несколько недель назад ряд европейских организаций заявил, что поправки в ИК будут способствовать проведению прозрачных и честных выборов. Положительную оценку поправкам дали и оппозиционные силы страны. Однако одних только правовых норм недостаточно. Правительство должно помогать в соблюдении закона.
— В действительности ли эти изменения будут способствовать проведению честных и прозрачных выборов, к которым мы так стремимся?
— Изменения были направлены как раз на проведение честных выборов. Созданы все условия для избрания в парламент представителей нацменьшинств страны. Новый ИК "оснащен" всеми механизмами, позволяющими проводить прозрачные выборы. Одними из главных факторов являются наличие большого числа наблюдателей, а также подписи проголосовавших избирателей.
— Как Вы относитесь к обнародованию списков избирателей?
— Когда речь идет о конституционных правах человека, в том числе и праве на конфиденциальность голосования, всегда возникают противоречия, связанные с правами юридических лиц, и самим процессом выборов. В прошлом мы не могли с точностью определить, участвовал конкретный гражданин в голосовании или нет, и это приводило к негативным последствиям. Мы помним, как неоднократно поднимались вопросы о несправедливости выборов, фальсификации голосов избирателей и прочих нарушениях.
Поправки к ИК были продиктованы объективной необходимостью в проведении честных и прозрачных выборов. Конечно, поправки отчасти ущемляют право гражданина на конфиденциальность, однако они призваны принести пользу общественности. С этой точки зрения обнародование списков я считаю положительным шагом, направленным на проведение прозрачных и справедливых выборов.
В предыдущие годы списки не публиковались, и это вызывало у граждан страны недоверие. После грядущих выборов списки обнародуют и каждый участник голосования сможет удостовериться, что рядом с фамилией стоит именно его подпись. Это наиболее оптимальный вариант, другие не дали бы того результата, к которому мы стремимся. Подпись и отпечатки пальцев важны для идентификации личности.
Минусом считаю то, что у граждан нет возможности голосовать против всех. Даже если избиратель берет бюллетень той или иной партии и не голосует по рейтинговой системе, его голос автоматически идет в актив той партии, бюллетень которой он выбрал. Остается два варианта — либо голосовать только по партийному списку, если гражданин против всех кандидатов, либо не участвовать в выборах.
— Готовы ли мы к парламентской форме правления?
— При работе над нынешним проектом Конституции принимались во внимание не существующие проблемы, а те, которые могут возникнуть. В условиях баланса президентской и парламентской форм правления теоретически возможны противоречия между парламентом и президентом. При парламентской системе правления президент при возникновении разногласий будет выступать в роли арбитра, а премьер-министр — лидера политического большинства. Выходит, новая Конституция направлена на решение не имеющихся проблем, а на нейтрализацию возможных рисков. Однако странам, находящимся на военном положении, куда больше подходит сильная президентская власть. Ведь именно такая модель позволяет принимать оперативные решения. А парламентская форма правления актуальна для стран с развитой экономикой, которой у Армении пока нет.