Рубен Шухян, Sputnik.
На этом искусно выполненном мастерами XIII века портрете изображены царь Киликии Левон II, его супруга Керан, а также трое их сыновей и две дочери. Царская семья, получающая благословение Господне, изображена в нижней части миниатюры.
Эта уникальная работа из рукописного Евангелия царицы Керан хранится в армянской церкви Сурб Акоп (святого Иакова) в Иерусалиме. Рукопись была создана и росписана по велению царицы Керан в столице Киликийского Армянского царства Сисе в 1272 году. Кроме этой, в Евангелии есть и много других миниатюр, изображающих эпизоды из жизни Христа: "Благовещение", "Рождение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Распятие", "Вознесение" и другие.
Рукопись составлена писарем Аветисом, а вот установить автора редчайшей миниатюры специалистам пока не удалось. Принято считать, что этот шедевр создан видным представителем киликийской школы миниатюры второй половины XIII века Торосом Рослином. И действительно, по изяществу и высочайшему мастерству исполнения миниатюры в "Евангелии царицы Керан" очень близки яркому и своеобразному стилю выдающегося миниатюриста.
Киликийский царь Левон II, упоминаемый в исторических источниках и как Левон III, правил в 1269-1289 годах. В 1262 будущий царь выбирает себе в жены дочь князя Хетума Анну, которая подарила Левону 15 детей — восемь сыновей и семь дочерей. Став царицей княжна Анна получила новое имя — Керан. В Киликийской Армении было принято использовать заимствованное из греческого языка слово "кир" ("госпожа"). Царица Анна, отличавшаяся добрым нравом, с первых же дней пребывания в царском дворе снискала любовь и уважение придворных и простого народа. Народная любовь и дала ей имя Керан: к царице обращались "кир Анна" ("госпожа Анна"). Со временем это обращение трансформировалось в Керан.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>