По воле судьбы оперная певица и сопрано Ануш Ованнисян попала в Лондон, где начала профессионально заниматься любимым делом. О том, как армянские музыканты продвигают в Европе национальную культуру и отечественной вокальной школе сопрано Ануш Ованнисян рассказала в интервью Sputnik Армения. Беседовала Ани Липаритян.
— Ануш, расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в Европе?
— На тот момент я уже окончила Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса (класс профессора Нелли Пирумовой), и приглашение оказалось как нельзя кстати. Меня пригласили учиться по стипендии, чем очень сильно помогли, поскольку обучение там достаточно дорогое. После этого я переехала в Лондон, чтобы работать в Королевском театре оперы и балета Ковент-Гарден. Так и начался мой профессиональный путь в Европе.
— На каких известных сценах Вы выступали?
— Сцена в Ковент-Гардене ближе к сердцу, я считаю этот театр своим домом. Здесь училась, работала и освоила профессию, провела два очень запоминающихся года. Сейчас я возвращаюсь туда в качестве гостя.
Я спела соло сопрано во время мировой премьеры в Ковент-Гардене "Работы Вольфа" Макса Рихтера для королевского балета, на данный момент дебютирую в роли Марии Стюарды в одноименной опере Гаетано Доницетти. Кроме того, меня ожидают роли Адини в опере Доницетти "Любовный напиток" и Виолетты Валери в вердиевской "Травиате" в Шотландской Опере.
— Расскажите, пожалуйста, как много армянских исполнителей выступают на европейских сценах?
— У нас очень хорошие кадры именно из ереванской консерватории. В Европе много знаменитых армянских оперных певцов, и все они ценят свои национальные корни. Это может быть связано с тем, что музыканты из Армении часто, наряду с европейской музыкой, исполняют также произведения армянских композиторов. А когда я их исполняю, то, как правило, после концерта люди подходят и интересуются, что это была за музыка.
Все отмечают, что мой голос преображается, когда я исполняю армянские композиции, потому что это совершенно иные краски и мотивы. Я предпочитаю исполнять армянские романсы XX века, которые дают возможность слушателю понять, каковы армяне на самом деле. Эти произведения называю "переводчиками армянской души".
Кроме того, в моем репертуаре произведения композиторов Эдуарда Абрамяна, Эдварда Мирзояна, Роберта Петросяна, и, конечно же, Комитаса. Это классика.
Очень много армянских вокалистов в Европе, и они все достигли больших высот. У всех разный стиль. Например, моя хорошая подруга сопрано Рачуи Басенц очень многое делает для армянского народа. Она – прима Нюрнбергской оперы, часто исполняет Комитаса. Недавно она дала большой концерт в Нюрнберге, посвященный 24 апреля (День памяти жертв Геноцида армян — ред.). Сопрано Лиана Арутюнян давно не живет в Армении, но также продвигает армянскую культуру за пределами родины — в Париже.
Нарине Егиян (Берлин), Лианна Алексанян (Вена), Луссине Левони и Рузан Манташян (Париж), Гурген Бавеян (Франкфурт), Нина Минасян (Москва) – все они пытаются донести до слушателей армянскую культуру.
В феврале у меня были выступления в Лондоне, и так получилось, что в этом месяце, кроме меня там побывали Рачуи Басенц, Липарит Аветисян и Лиана Арутюнян. Когда мы с коллегами собирались после репетиций в Ковент-Гарден, то нас всегда называли "армянской мафией". Со стороны говорили, что хотя нас четверо, но вместе мы воплощаем армянскую душу.
— Планируете ли выступить с концертами в Армении?
— Сейчас нет. В Армении я никогда профессионально не пела, я начала свою карьеру в Европе. Многие не знают обо мне на родине. Я пела там только с ансамблем "Тахаран" под руководством замечательного музыканта Седрака Ерканяна. Но если будет приглашение, то, конечно же, приеду.
— На Ваш взгляд, в Армении хорошая вокальная школа?
— Очень сложный вопрос. Вокальная школа приобретается с опытом, на базе имеющихся знаний. У нас есть очень хорошие голоса, но, мне кажется, у Консерватории нет связи с Европой, поэтому существуют проблемы с оперным искусством. А ведь опера — это европейское искусство.
Наша связь с Европой прервалась, и я считаю, что вокальная школа может быть лучше, если педагоги и вокалисты смогут пройти обучение в европейских странах. Очень хотелось бы, чтобы в нашей консерватории проводились мастер-классы европейских вокалистов, например, итальянцев — основоположников этой школы. Тогда мы сможем добиться больших высот.