Алена Савельева, Sputnik.
Историко-документальная картина Андрея Буровского рассказывает о причинах и последствиях массового убийства армянского населения в Османской империи в 1915 году. Показы приурочены ко Дню памяти жертв Геноцида армян.
От Красноярска до Еревана
Премьера "Армянского вопроса" состоялась в Красноярске, так как именно с этим городом связана деятельность автора картины. Идея снять фильм о событиях 1915 года изначально возникла у писателя, историка и археолога Андрея Буровского.
По словам профессора, занимаясь изучением Византии, он особенно заинтересовался ролью армян в истории этой империи и решил написать отдельную книгу об армянской цивилизации и недооцененном вкладе этого народа в мировое сообщество.
"Исследуя эту тему, я натолкнулся на факты геноцида, который произошел не только в 1915 году, а продолжался по крайней мере с 1870 года. Меня так возмутило это чудовищное событие, что я начал подробно изучать — что же именно произошло? Выяснилось — шла настоящая война цивилизаций. Дело в том, что Турция конца XIX и начала XX веков — это был своеобразный форпост исламского мира, где половину населения составляли мухаджиры (мусульмане — переселенцы из христианских стран, в том числе из Российской империи), идейно боровшиеся с христианами", — отмечает Буровский.
Отвечая на вопрос, почему тема Геноцида армян так часто затрагивается в обществе, писатель отмечает, что вспоминается как раз реже, чем следовало бы.
"Причина проста: и мы, и армяне — люди христианского мира. Армяне живут в России еще с XV века, мы их хорошо знаем, даже на бытовом уровне — они наши соседи и союзники. Что касается исторической значимости, то Россия вела победоносные действия на Кавказском фронте (Первая мировая война), который решал геополитические задачи всего христианского мира. Русские солдаты разгромили Османскую империю — уже в 1917 году с ней было покончено, но тут в дело вмешались большевики, которые стали дружить с бывшим противником. Только малую часть исторической Армении удалось отстоять. Священный символ страны — гора Арарат осталась на турецкой территории. Однако действия России на Кавказском фронте спасли от верной гибели миллионы армян", — говорит Буровский.
Исполнительный режиссер, Григорий Жгилев, подключился к процессу, когда материал для фильма был уже отснят.
"Андрей Михайлович основательно изучил армянский вопрос и смог найти очень любопытные и малоизвестные факты. Однако монтажом занимался другой человек, и первые версии были неудачными, — рассказал Жгилев. — Тогда Буровский пригласил меня доделать фильм. Посмотрев имеющийся черновик, я понял, что сводку необходимо переделывать, начиная с чистого листа, так как замечательный сценарий был подан в виде скучной нарезки на 40 минут. В итоге начались дополнительные съемки, растянувшиеся на несколько месяцев. С помощью музыки, живых интервью, компьютерной графики, кинохроники и приемов монтажа удалось победить однообразие закадрового голоса и сделать картину подвижной".
Сценарий "Армянского вопроса" был написан в 2015 году. Тогда же и начались съемки в Армении и России, которые шли на протяжении года. Фильм несколько раз перемонтировался, окончательная версия была готова в марте этого года.
Фильм о прошлом, настоящем и будущем
По словам авторов, "Армянский вопрос" отличается от других фильмов о Геноциде тем, что здесь зрителей ждет глубокое погружение в историю. Повествование картины начинается с древнейших времен — возникновения армянского народа, принятия им христианства, обстоятельств, обусловивших его самобытность и отношения с соседями. Появляется возможность отследить нарастание клубка противоречий, которые привели к известным печальным событиям. Фильм включает в себя любопытные исторические подробности, а также затрагивает современные отношения между Арменией и Турцией. Кроме того, в картине хорошо освещены события на Кавказском фронте Первой мировой войны и последствия Октябрьского переворота 1917-го года для Закавказья.
"В фильме мы пытаемся найти объяснение причин Геноцида, показываем роль России во всех этих событиях и, конечно, не оставляем без внимания текущий конфликт вокруг Нагорного Карабаха,- рассказал Буровский. — То есть "Армянский вопрос" повествует о том, что было, есть и будет".
В процессе съемок было взято 12 интервью у различных научных деятелей Армении и России. В картине приняли участие: Акоп Симонян, директор Научно-исследовательского Центра историко-культурного наследия, который поделился последними открытиями армянской археологии; Ашот Мелконян, директор Института истории Академии наук РА, рассказавший забавную историю о том, как турецкий экскурсовод пытался выдать армянские буквы за письменность "исчезнувшего народа"; Самуил Кангун, декан исторического факультета КГПУ им В.П. Астафьева и другие. Также в фильм вошли истории людей, чьи семьи коснулся геноцид.
Как подчеркнул Андрей Буровский, невозможно найти армянина, которого обошли стороной те печальные события.
Кроме интересных героев, стоит отметить музыкальное оформление картины. Специально для фильма было записано около десяти армянских народных песен в исполнении красноярского дудукиста Стаса Григоряна, учащегося Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича.
"Нам хотелось, чтобы российские зрители прочувствовали закавказские краски и окунулись в армянский колорит, — поделился деталями Григорий Жгилев. — Поэтому первым делом я связался с музыкантами, играющими на национальном армянском инструменте. Затем я договорился о покупке прав на использование в "Армянском вопросе" трех записей известного в России и за рубежом дудукиста Argishty, а также нашел множество записей дореволюционной и другой старой музыки, которую можно было свободно использовать в фильме".
В 2015 году, в столетнюю годовщину Геноцида армян, съемочная группа во главе с Андреем Буровским выиграла конкурс, проводившийся министерством культуры России, и получила средства на создание картины. Съемки проходили в России и Армении, а также на территории Нагорного Карабаха.
"Снимали в Ереване, на озере Севан, в Араратской долине — мы хотели сами увидеть страну и показать ее зрителю. У нас даже были съемки в Карабахе. Сейчас там все мирно, люди продолжают жить и работать. Но следы войны видны невооруженным глазом — достаточно сказать, что отопление в пятиэтажных домах ведется "буржуйками", — вспоминает режиссер.
Съемочный процесс также шел в различных музеях Армении — Историческом музее (Ереван), Музее Геноцида (Ереван), Арцахском историко-краеведческом музее и других значимых местах.
"Со стороны рядовых армян мы встречали понимание и интерес. Многие жители не только с любопытством наблюдали за нашими съемками, но и хотели принять в них участие, рассказать свои истории. Поэтому проблем с героями у нас не было, наоборот, осталось много не вошедшего в картину материала", — отметил Буровский.
В кадр также попали российские города — Санкт-Петербург и Красноярск. По мнению авторов, съемки можно было бы провести в любом известном городе России, потому что практически везде есть армянские организации и культурные памятники, связанные с этим народом. Так, например, в фильме есть кадры из Великого Новгорода, где в одной из церквей поставлен армянский каменный крест-хачкар в память о святом Григории, просветителе Армении.
"Приступая к работе в Красноярске, я неожиданно для себя обнаружил, что в нашем сибирском городе есть довольно большая и сплоченная армянская община, которая успешно сохраняет свою национальную культуру и обычаи, — рассказал Жгилев. — Есть замечательный танцевальный ансамбль "Армения", исполняющий самобытные армянские пляски, и другая творческая молодежь, от музыкантов до художников. Именно местное армянское общество "Ехпайрутюн" помогло нам с дальнейшим продвижением картины. В частности, они договорились о показе с Домом кино и рассказали о нас общинам из других городов России".
Показ фильма "Армянский вопрос" уже прошел в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Сургуте, Тюмени, Екатеринбурге, Якутске, Омске и Таганроге. 30 апреля фильм во второй раз покажут в Красноярске, а также в Иваново. В мае планируется организовать специальный творческий вечер и показ фильма в Москве.