Армяно-австрийское культурное сотрудничество, планы открытия в здании ереванской оперы ресторана и сауны, интерес к классической музыке. Свою точку зрения по этим вопросам Sputnik Армения высказал бывший директор Национального филармонического оркестра Армении Роберт Мирзоян. Беседовала Гоар Саргсян.
— Господин Мирзоян, вашими усилиями, а также усилиями известного дирижера и композитора Лориса Чкнаворяна в 2000 году был дан старт армяно-австрийскому культурному сотрудничеству, пустившему впоследствии глубокие корни. Как оно зарождалось и на каком этапе находится сегодня?
— Лорис Чкнаворян, человек, внесший значительный вклад в дело пропаганды армянской классической музыки, организовал "Венский фестиваль". По этому случаю он пригласил руководителя департамента культуры венской мэрии доктора Бернара Деншера. Вместе с ним приехали и именитые артисты. Их участие придало фестивалю широкий размах. Он проходил с большим успехом. С доктором Деншером прибыла и его супруга, известная радиоведущая Барбара Деншер. Через несколько месяцев супруги Деншер вновь прибыли в Армению. Барбара Деншер хотела подготовить радиопередачу об Армении. К тому времени она выучила армянский язык. Радиопередача, получившая широкий общественный резонанс, послужила серьезным стимулом для развития нашего сотрудничества.
— Каким было продолжение этого сотрудничества?
— Меня пригласили в Вену, куда я поехал не с пустыми руками, а с готовой программой. Там у меня поинтересовались, на чем бы я хотел сконцентрировать внимание. Я счел необходимым сосредоточить внимание на зоне землетрясения, на Гюмри. Австрийская стороны осуществила немалые инвестиции. Работники сферы культуры, студенты получили возможность поехать в Вену для обмена опытом. В Академии искусств в Гюмри было открыто издательство.
— Не так давно, 29 марта, совет городского муниципалитета Вены наградил вас золотой медалью. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
— Совет мэрии Вены вручил мне золотую медаль за многолетние заслуги. Вена — один из мировых центров культуры, и многие страны стараются навести мосты сотрудничества с австрийской столицей. Я рад, что маленькой Армении удалось наладить тесное сотрудничество с Веной. Потому в своей благодарственной речи при вручении награды я сказал, что это не только моя медаль.
— Культура является движущей силой развития туризма в Вене. Туристы со всего мира приезжают в Вену, главным образом чтобы приобщиться к высокому искусству. Переняли ли мы австрийский опыт?
— В Армении — замечательные музыканты, особенно в классической музыке. И они высоко котируются в мире. Но если проводить параллели с венской школой, то нам предстоит непочатый край работы. Что же касается культурного туризма, должен сказать, что туризм в Армении в целом не развит. Уже не говорю о дорогих авиабилетах и гостиницах.
— В последнее время активно обсуждается инициатива министра культуры Армена Амиряна об открытии в здании Оперного театра ресторана и сауны. Как Вы относитесь к подобной инициативе?
— Проект здания оперного театра в Ереване предусматривал строительство на его крыше летнего зала. К примеру, в венской опере есть буфет, где можно выпить бокал шампанского, эту культуру нужно привить и у нас. После концерта люди хотят поздравить друг друга или же знакомых музыкантов. Сауна же воспринимается иначе. Но если ее открыть с конкретной целью, например, только для артистов, то лично я ничего плохого в этом не вижу.
— Многие известные артисты считают, что прежде чем открывать ресторан и сауну, следует подумать о повышении зарплаты оперных артистов, о том, чтобы освободить прилегающую к опере территорию от многочисленных кафе и детских площадок.
— Одно другому не мешает, если сейчас у нас нет возможности убрать оттуда эти кафе… Можно ли сделать это в течение одного месяца или года?.. Причин тут немало, и затронув их, мы обнажим печальные факты.
— Есть и проблема пропаганды классической музыки. На оперные постановки ходит небольшая аудитория, разве это не повод для размышлений?
— Каждую пятницу мы проводим концерты, к нам приходят замечательные артисты, а зал полупустой. На следующий день в том же зале, взятом в аренду, звучит низкопробная музыка, а в зале яблоку негде упасть. С нашим обществом нужно работать. Такую работу в свое время, в темные и холодные 90-е, проводил Лорис Чкнаворян. На концерты приходило столько народу, что кресел не хватало, устанавливали новые. Да, поговаривали, что люди приходили погреться, но это было не так. Приходило очень много молодежи, классическая музыка тогда пользовалась спросом. Надеюсь, интерес к ней возродится.