Поэт, художник, дизайнер, парфюмер… Все эти профессии загадочным образом уживаются в одном человеке, который развивает в Армении нетипичную для страны сферу парфюмерии. Уже около десяти лет Арман профессионально занимается "душистой продукцией", создавая нишевые ароматы с натуральными и редкими компонентами. Для создания своих коллекций он использует также ароматы цветов и растений Армянского нагорья. В интервью Sputnik Армения Арман Манукян рассказал о своей деятельности и о том, каково быть первопроходцем данной сферы. Беседовала Лилит Арутюнян.
— Арман, карьеру вы начинали как дизайнер. Как вы пришли в парфюмерию?
— С самого детства меня привлекал особый мир ароматов. Больше всего мне запомнились ароматы осени, прелой листвы, мокрой от дождя коры древесины, а также свежезаваренного кофе, свежеиспеченного лаваша и хлеба. Мне всегда было интересно, чем пахнут те или иные предметы, люди, старые помещения, книги, деревья и камни. Но самым большим потрясением для меня стали французские духи моей мамы.
С этого мгновения интерес к парфюмерии начал неуклонно расти, превратившись для меня в +нечто большее и важное. Так я начал коллекционировать флаконы, духи и все, что связано с этим. Позже увлекся эфирными маслами и погрузился в тонкости парфюмерного мастерства.
— Известно, что в Армении никогда не было парфюмерного производства. Какие трудности пришлось преодолеть вам как первопроходцу?
— Всегда сложно делать то, чего до тебя еще никто не делал. Но именно в этом и заключается интрига. Да, в Армении никогда не было парфюмерного производства и большого производства эфирных масел. В этом и состояла трудность: приходилось самому получать эфирные масла. Но в Москве я познакомился с крупным производителем из Франции, с которым работаю и по сей день. Хотя некоторые компоненты я получаю только в своей лаборатории в силу их уникальности.
— Для создания своих духов вы пользовались некоторыми рукописями из Матенадарана. Что интересного удалось почерпнуть из них?
— Свои первые ароматы я представил публике осенью 2014 года в рамках проекта "Семь грехов, семь ароматов". Над этой коллекцией я работал четыре года, и за это время концепция ароматов менялась несколько раз, пока я не нашел интересные сочетания эфирных масел в рукописях Матенадарана. Это было важным открытием, и в итоге оно стало главной идеей в представленной мною коллекции.
— В чем особенность созданных вами армянских ароматов?
— Их особенность в их индивидуальности. Все мои ароматы аутентичны. Они отличаются от тех духов, которые понятны публике. Это нишевая парфюмерия, она своеобразна. К ней необходимо прислушиваться. Компоненты моих ароматов, в основном, натуральны и очень редки, и этим во многом обусловлена их стоимость. Такая парфюмерия — как автограф свободного художника.
— Каков был отклик на парфюм отечественного производства?
— Надо сказать, наша публика довольно избирательна, но и, в большинстве своем, избалована понятными концепциями ароматов. Сейчас в моде сладкие, свежие незатейливые духи, но нишевые ароматы далеки от моды и, как я уже сказал, очень индивидуальны. И хотя в Армении уже появились салоны парфюмерии, которые начали торговать нишевыми брендами, наша публика все еще не совсем готова оценить их по достоинству.
К тому же, у нас совершенно отсутствует парфюмерная журналистика, которая призвана представлять искусство парфюмерии широким массам. На мой взгляд, это большой пробел, который еще необходимо будет заполнить. Но для этого нужно время.
— На ваш взгляд, имеет ли данная сфера задатки для развития?
— Это новая сфера для развития в Армении, и она требует глубоких и профессиональных знаний. Для создания аромата нужно иметь богатый опыт, необходимо знать наизусть тысячи компонентов. Нельзя создать достойный аромат, не имея огромного багажа за спиной.
Так получилось, что я первым представил нашей публике армянские духи. И мне бы хотелось, чтобы эта отрасль начала развиваться в нашей стране. Также и во Франции когда-то создавались маленькие парфюмерные дома, выпускающие духи и одеколоны ограниченным тиражом, и постепенно эти дома превратились в крупные концерны, которые сегодня диктуют парфюмерную моду во всем мире. Главное — начать и, пусть и маленькими шагами, но продвигаться вперед. Именно это является залогом для развития любого бизнеса.
— Что для вас идеальный аромат?
— Это тот аромат, который еще не придумали… А если серьезно, для создания идеального аромата необходимо множество факторов. Здесь очень важны определенные знания. Точно так же, как и в живописи, для создания шедевра необходимы не только технические знания, но утонченный вкус, развитое мировоззрение, философия, эстетика, внутреннее понимание человеческой натуры и психологии.
— Над чем работаете на данный момент?
— Моя работа не прекращается ни на минуту. Это творческий процесс, я все время нахожусь в поиске. Для меня очень важно вдохновение, именно оно является генератором идей.
Сейчас я одновременно работаю над несколькими проектами. Совсем недавно представил публике новый парфюм на Фестивале исполнительского искусства.
В этом году также планирую представить четыре новых аромата, посвященных теме сюрреализма. А в прошлом году уже были выпущены три аромата — для Армении.
— Каково быть поэтом, художником и парфюмером одновременно?
— Мне, прежде всего, важен процесс самовыражения. Это захватывает и увлекает. Мне одинаково интересна работа над полотном, прозой и создание парфюма. Это именно тот случай, когда все эти составляющие не мешают друг другу, а, скорее, помогают и дополняют…
Նյութի հայերեն տարբերակը>>