ЕРЕВАН, 10 мая — Sputnik, Ани Липаритян. В 60-е годы ХХ века на месте кинотеатра "Россия" находился "черный рынок". Усилиями армянских архитекторов был дан старт строительству кинотеатра, который должен был изменить жизнь Еревана и его жителей.
В 70-х Грач Погосян, Артур Тарханян и Спартак Хачикян представили свой проект на суд Союза архитекторов. Он, как в свое время говорил Грач Погосян, произвел эффект разорвавшейся бомбы: в те годы все работали в классическом, таманяновском стиле, а Союзу архитекторов предложили нечто совершенно другое.
Дело жизни
Как рассказала в интервью Sputnik Армения дочь знаменитого армянского архитектора Артура Тарханяна, Анаит Тарханян, каждый объект, спроектированный ее отцом, становился делом его жизни.
"Иначе невозможно. У архитектора не может быть иного отношения к своей работе. Конечно, памятник, посвященный жертвам Геноцида армян (Цицернакаберд), он считал особенным, ведь этот проект был одновременно и архитектурным, и скульптурным. И прорывом на тот период в менталитете архитектурного осознания", — отметила Тарханян.
По словам архитектора, в то время господствовали, считались передовыми идеи церковного проектирования и строительства.
"Но времена менялись, и возвращаться в 1965 году к архитектурным традициям средневековья, Александра Таманяна, демократичным и передовым в 20-е годы, было нецелесообразно. Менялись времена — менялись технологии", — сказала собеседница Spuntik Армения.
Она отметила, что Тарханян очень хорошо знал армянские церкви, а рисовать начал с детства. Когда он обучался в художественной школе, то ездил по всей Армении, делал зарисовки наших архитектурных памятников.
"Вы представляете, каким упорством нужно обладать, чтобы ездить по разрушенным дорогам к архитектурным памятникам и рисовать их. Ему приходилось преодолевать несколько километров, чтобы дойти до нужного места. Папа мечтал о профессии проектировщика космических кораблей, это было до того, как он стал архитектором. Но не получилось: началась война и все близкие, в том числе дедушка (папин отец) погибли на фронте", — сказала архитектор.
Тарханян остался в Армении: так распорядилась судьба.
Кинотеатр "Россия"
Как рассказала Тарханян, отец старался синтезировать историю и современность.
"Архитектурные, конструктивные решения кинотеатра "Айрарат" ("Россия") удивительны, потрясающи. Каждый зал стоит всего на четырех опорах. Зал кинотеатра повторяет геометрическую линию, которая создавала прекрасный обзор для зрителей. Ряды не мешали друг другу, к тому же была проделана огромная работа для обеспечения хорошей акустики", — сказала Тарханян.
Она отметила, что в то время не было хорошей техники и колонок. Все достигалось путем создания близких к идеалу внутренних архитектурных пространств.
Центральная часть кинотеатра, по ее словам, была попросту роскошна. Хотя, как отметила Тарханян, известный армянский архитектор всю жизнь мечтал спроектировать церковь.
"Он говорил, что так и не смог спроектировать церковь, но здесь это ему удалось. Центр кинотеатра "Россия", особенно по вечерам привлекал внимание посетителей своим потолком. Это была папина гордость. Глядя вверх, посетители видели звездное небо. Он говорил мне: "Ты знаешь, я мечтаю, чтобы зрители приходили, поднимали голову и видели звезды…", — сказала Тарханян.
Сегодня на месте архитектурного шедевра, построенного в XX веке Грачем Погосяном, Артуром Тарханяном и Спартаком Хачикяном, находится торговый центр, хотя при приватизации здания кинотеатра было обещано включить его в список культурных объектов…