Кто станет обладателем "Золотой пальмовой ветви", которая, кстати, в этом году украшена 170 бриллиантами, остается главным вопросом кинофестиваля.
Каннский фестиваль, помимо основной награды — Золотой пальмовой ветви (Palme d'Or), имеет также Гран-при (вторая по значимости награда фестиваля), специальную награду жюри, премию FIPRESCI (Международной федерации прессы) и отдельные призы лучшему актеру, актрисе, сценаристу и другие.
В этом году в состав жюри основной конкурсной программы входят композитор Габриэль Яред, актрисы Джессика Честейн, Фань БинБин и Уилл Смит, режиссеры Аньес Жауи, Пак Чхан Ук, Марен Аде, Паоло Соррентино во главе с выдающимся испанским режиссером Педро Альмодоваром.
С первых же дней Каннского фестиваля рейтинг многих международных изданий и аналитических киносайтов возглавлял Андрей Звягинцев со своим фильмом "Нелюбовь".
Занимателен тот факт, что несколько дней спустя другой российский фильм (тоже совместного производства) — "Кроткая" Сергея Лозницы также стал темой для обсуждения, однако в отличие от ленты Звягинцева, отношение к "Кроткой" более противоречивое. Это и не случайно, поскольку и сам фильм более резонансный и радикальный.
Несмотря на то, что в российской прессе звучит множество обвинений относительно того, что якобы европейские фестивали отдают особое предпочтение тем фильмам, в которых Россия представлена в негативном свете, однако во имя справедливости следует отметить, что как фильм Звягинцева, так и Лозницы своим художественным качеством отметают и делают необоснованными подобные обвинения.
Однако из двух вышеназванных фильмов, вероятнее всего, победа может достаться картине Звягинцева, поскольку он более эстетичен и больше соответствует европейскому фестивальному вкусу.
Поскольку пока что трудно представить, что три российских фильма покинут фестиваль с наградой, то, по сути, кандидатом можно считать лишь Звягинцева, так как в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля дебютный фильм Кантемира Балагова "Теснота" уже удостоился награды.
Фаворитом на основную награду можно считать также Хон Сан-Су. Южнокорейский режиссер пользуется большой популярностью во Франции, его фильмы периодически анализируются на страницах легендарного кинематографического журнала "Кайе дю синема", организуются ретроспективные показы. Со временем Сан-Су превратился в культового режиссера среди киноманов (синефилов). Таким образом, вне зависимости от того, является ли его фильм "На следующий день" самым удавшимся или нет, возможно, фестиваль удовлетворит его кинематографическое эго какой-нибудь важной премии.
Франсуа Озон и Фатих Акин сняли удачные и эффектные картины, однако обе они жанровые и имеют характерный авторский почерк. По всей вероятности, их работа удастоится не приза, а высокой оценки, хотя главная героиня картины Акина — Дайан Крюгер имеет все шансы на то, чтобы быть признанной лучшей актрисей. Из списка претендентов на победу уберем одного из великих мастеров европейского кино — двухкратного обладателя "Золотой пальмовой ветви" — Михаэля Ханеке, "Хэппи-энд" которого хоть и интересен, однако малоамбициозен для главной награды. И кажется, снимая фильм мастер не претендовал на высокие награды — всего лишь осуществив желанный эксперимент с сатирическо-комедийными элементами, которые прежде были ему чужды.
Как режиссерский взгляд председателя жюри фестиваля — Альмадовара, так и концепт Каннского фестиваля подсказывают, что особого внимания удостоятся те фильмы, в которых будут наличествовать смелые, выразительные и новаторские подходы.
В данном контексте надо упомянуть греческого режиссера Йоргоса Лантимоса с его фильмом "Убийство священного оленя", который если и уступает предыдущим работам режиссера ("Клык", "Лобстер"), в любом случае в очередной раз подкрепляет его собственный почерк. То же самое можно сказать и о фильме "Квадрат" шведского режиссера Рубена Остлунда.
Программа юбилейного конкурса довольно многожанровая и эклектичная — от массивного нетфликского экшна до малобюджетного камерного арт-хауса, радикальной политической сатиры до аллегорического мифологического триллера.
Так что единственным универсальным желанием остается то, чтобы фильмы-номинанты были бы достойны того, чтобы войти в историю и сформировать последующие тенденции развития кино.