Зампредседатель правления ОАО "Роснано", бизнесмен, меценат Владимир Аветисян является одним из основателей Дилижанской международной школы (UWC Dilijan Сollege). Сегодня он инвестирует также в различные проекты, связанные с развитием возобновляемой энергетики в Армении. Однако армянской общественности Владимир Аветисян известен, прежде всего, как лидер и солист D'Black Blues Orchestra. О том, как совмещать различные виды деятельности и о связи с исторической родиной бизнесмен рассказал в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лилит Арутюнян.
— Владимир Евгеньевич, выбирая профессию, вы предполагали, что станете бизнесменом, музыкантом, а также будете иметь непосредственное отношение к научной деятельности? Как это получилось?
— Ну, как все в жизни часто получается — случайно. Я, конечно же, не планировал, что буду настолько активно заниматься музыкальным проектом, но, так сложилось, что уровень, на который вышла группа, обязывает тратить на это дело все больше времени. Ну, пока вот умудряюсь как-то все совмещать.
— Помогает ли музыка в бизнесе?
— Я как-то об этом не думал, но, кстати, в Москве два раза в год устраиваются музыкальные батлы (состязания) между группами бизнесменов. Оказывается, не я один такой (улыбается). Между прочим, это армяне придумали. И вот мы собираемся принять участие в этом батле 15 ноября.
— Владимир Евгеньевич, вы родились и жили в России, но, хотя не знаете родного языка, связь с исторической родиной у вас достаточно сильная. Кто этому способствовал? Кем вы ощущаете себя в душе?
— В душе я себя ощущаю русским армянином, другого быть не может. Я даже не могу подобрать слово, чтобы охарактеризовать человека, который может отказаться от своих корней. Одно время была тенденция: многие армяне России переделывали окончания фамилий на русский лад, то есть, я, наверное, должен был быть "Аветисов". Но об этом никто никогда даже не задумывался.
Однажды на гастролях в одном из российских городов к Роме Петросяну (барабанщик группы — ред.) подошел человек с яркой кавказской внешностью и с характерным акцентом сказал: "Передай ему (имея в виду меня), за фамилию спасибо" (смеется).
С другой стороны, я, если честно, никогда не думал, что со временем моя связь с исторической родиной станет настолько глубокой. А у истоков, конечно же, стоял мой дед, моя бабушка. Дед читал мне произведения армянских классиков, правда, на русском языке. Я знал историю, знал, что Армения давно потеряла государственность, знал о событиях 1915 года (Геноцид армян в Османской империи — ред.) и т.д. Но вот, уже будучи совершенно зрелым человеком, я впервые посетил Армению в начале 2000-х благодаря Рубену Варданяну (крупный российский бизнесмен, меценат — ред.), который собрал русских и французских армян, ни разу не побывавших в Армении…
На следующий год я привез сюда своего старшего сына, который уже был достаточно взрослым мальчиком, ему было за 20 лет. И, когда мы посетили Мемориал Геноцида, прошли по залам, послушали историю, он, светловолосый парень, у которого всего лишь четверть армянской крови, вышел и говорит мне: "Ты знаешь, я впервые почувствовал себя армянином".
— Какое впечатление оставила на вас страна после первого посещения?
— В первый раз я ходил здесь с открытым ртом, трогал Севан руками, умывался; я посетил все святыни… Многие из них были описаны в книгах, которые читал мне дедушка — все это я видел своими глазами, и мне было неважно, что происходит кругом.
Во время последующих визитов я уже стал задумываться над тем, что проблемами Армении нужно серьезно заниматься… К своей стране, к своей земле нужно относиться очень бережно.
Кроме того, надо понимать, что необходимо сделать, чтобы экономическая ситуация изменилась… Кстати, такая глобальная гуманитарная инициатива, как премия Аврора позволяет привлечь к этой проблеме большое количество умов, не только армянских, но и мировых.
— Значит то, что Вы посетили Армению — заслуга Рубена Варданяна. А было ли такое желание до этого?
— Конечно же, было. Но, в силу должности, которую я тогда занимал, мой график всегда был расписан на несколько недель вперед, и втиснуть что-то в него было невозможно. Но Рубен умеет уговорить, умеет убедить, и он приглашает сюда только один раз… (смеется).
— Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Армении?
— Инвестировать стоит туда, где может быть окупаемость инвестиций и доходность. А такие условия, прежде всего, должно создать государство. Именно государство должно создать благоприятный климат для того, чтобы инвесторы пришли сюда, и я считаю, что в Армении очень большое поле для деятельности: это и туризм, и альтернативная энергетика, и сельское хозяйство, и промышленность, которая здесь была и которую, наверное, стоит возродить.
— Есть ли у вас любимый уголок в Армении?
— Насчет любимого места пока не могу сказать, еще не дорос (улыбается), но очень необычным и особенным представляется мне Дилижан. Я об этом городе часто вспоминаю и рассказываю о нем друзьям с большим удовольствием.
Он напоминает мне планету из фильма "Аватар". Особенно, когда едешь из Еревана — выезжая из тоннеля, ты вдруг попадаешь в совершенно другую вселенную. Интересен контраст: с этой стороны светит солнце, а там — тучи, или же, наоборот. И эти горы, деревья создают удивительную картину. Для меня это место очень дорого… И школа, которую мы открыли, я посещаю достаточно часто. Очень мне там нравится.
И Ереван люблю. Я в этот раз опять нашел его другим — он стал лучше, несмотря на разбросанный в некоторых местах мусор. И люди как-то изменились: везде улыбающиеся лица, красивые, ухоженные девушки… Меня поражает то, что даже в будний день в десять вечера идешь по улице, а вокруг тебя много людей. Люди не копаются в этих дурацких телефонах, не сидят дома перед телевизорами, они гуляют, общаются, поют национальные песни, танцуют, играют на различных музыкальных инструментах.
— Об армянкой публике вы однажды сказали: "Такой публики, понимающей музыку, нет больше нигде"…
— Это правда, и я нашел этому свое объяснение. Не претендую, конечно, на абсолютную истину, но мне кажется, это связано с тем, что армяне с рождения слышат звуки дудука. Его сложно даже назвать музыкальным инструментом — это словно какой-то организм, который живет сам по себе и издает совершенно сумасшедшие звуки, пронизывающие тебя до глубины души. Дудук может быть и веселым, и грустным, но, так или иначе, он дарит фантастические ощущения. Когда ты слышишь эти звуки с детства, то в тебе рождается музыкальность…