О том, как создавался образ Арама Хачатуряна, каким его увидел скульптор и где будет открыт следующий памятник автору великих произведений Согоян рассказал Sputnik Армения. Беседовала Лаура Саркисян.
— В феврале Вы присутствовали на открытии бюста Арама Ильича Хачатуряна в Москве, сегодня — в Ереване. Чем эти две работы похожи, и в чем их отличие?
— Открытие обоих бюстов приурочено к важным датам в жизни Арама Ильича Хачатуряна. В Московской консерватории (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, — ред.) бюст был открыт 2 февраля 2017 года. В этот день, 60 лет назад, впервые в стенах этого здания впервые прозвучал концерт-рапсодия для виолончели Хачатуряна. В Ереване открытие бюста приурочено ко дню рождению маэстро, а также к началу XIII международного конкурса имени Арама Хачатуряна. Для меня было честью работать над этими памятниками — как в Москве, так и в Ереване.
Московская и ереванская скульптуры практически идентичны за исключением гранитного основания у одного из них. Только зоркий глаз эксперта может обнаружить некоторые тонкости, отличающие одну работу от другой. Для простого обывателя они практически незаметны.
— Как создавался образ Хачатуряна?
— В первую очередь для создания образа необходимо наличие фотоматериалов, фотографии лица. Образ Арама Ильича крайне узнаваем, особенно для художников-армян. С материалами помог и сын маэстро — Карен Арамович. Воплотить образ мы смогли, проведя глубокий анализ фотоматериалов. Кстати, я хотел высечь его из камня, однако после долгих споров с ректором московской консерватории мы сделали выбор в пользу бронзы. Скульптурные бюсты, представленные в Московской консерватории, изготовлены из бронзы, поэтому Хачатуряна в итоге тоже вылили из бронзы. Бюст в Ереване изготовлен из того же материала.
— Какой он — Ваш Арам Хачатурян?
— Главной целью было передать образ Арама Ильича Хачатуряна наиболее полно, сделать его похожим на самого себя. Это было сложно, даже при том, что у композитора достаточно характерная внешность. Всегда есть шанс потерять нить, где-то не уловить ту самую характерную тонкость.
— Где будет открыт следующий бюст или другой памятник маэстро?
— Следующее произведение, посвященное Араму Хачатуряну, будет установлено в Грузии. Это его родина, он там жил до 19 лет. После переехал в Москву и поступил в Московский государственный университет на физико-математический факультет. Однако любовь к музыке заставила его все бросить. Далее — Гнесинка и консерватория, которую он оканчивает с золотой медалью и впоследствии становится ее почетным профессором.
То, что в Грузии до сих пор нет достойного памятника Хачатуряну, лично я считаю большим упущением. Не буду говорить, что именно мы планируем там сделать, но скажу, что это точно будет не бюст.