Давид Галстян, Sputnik.
Апрельские события 2016 года вынудили жителей села Талыш покинуть родные дома и искать пристанище в различных уголках Карабаха и Армении. Для многих это стало началом долгой эпопеи, которая все еще не завершена.
В апреле прошлого года мы уже рассказывали, что большую часть своей жизни Василий Хачатрян провел в селе Талыш Мартакертского района Нагорного Карабаха. Он не понаслышке знает о том, что такое война. Хачатрян принимал активное участие в обороне границ Карабаха еще в 90-х годах.
Его имя, после того, как мы встретились 6 апреля в практически пустом Талыше после четырехдневной эскалации, нам запомнилось очень хорошо. Хачатрян пришел из соседнего села, чтобы посмотреть, что из его имущества уцелело после освобождения села от азербайджанской армии.
Именно о нем мы спросили главу сельской администрации Вилена Петросян, когда спустя год приехали в поселение Алашан, где временно проживают талышцы.
"Да вот же он, только что проехал мимо на ЗИЛ-е. Он живет в той стороне", — сказал Петросян, указывая на конец единственной улицы.
В человеке, стоящем рядом с одним из домов (здание бывшего советского пансионата) в конце улицы не сразу признал Васю Хачатряна. Он же обратил на меня внимание. Я напоминал ему о нашей встрече в апреле 2016-го.
"А я думаю, лицо у тебя знакомое, шестого числа мы виделись в Талыше… ", — говорит он, после чего обращается к жене, показывая на меня и рассказывая, при каких обстоятельствах мы встретились.
Расспросил его о том, что происходило после встречи, уцелел ли дом.
"Помню, как зашел домой, снаряды по нему не попали, осколками выбило окна, пробило дверь… Из села я смог взять всего несколько вещей – телевизор, пару предметов мебели. Здесь у нас нет конкретной работы, ни у меня, ни у жены. Небольшую помощь оказал Красный крест", — окунается в воспоминания Хачатрян
После того, как они уехали из Талыша, семья несколько месяцев прожила в Ванадзоре. Младший сын вернулся сначала в Алашан. Однако на фоне апрельский событий у него развилось нервное расстройство.
"Врачи порекомендовали ему отдохнуть вдалеке от Талыша, сказав, что ему лучше вернуться, когда село будет восстановлено", — рассказывает Хачатрян.
Он сообщил, что на лечение сына ушло немало средств. Он вынужден был уехать к родственникам в Масис. Сейчас в Алашане Вася Хачатрян живет с женой.
На вопрос: "вернетесь ли Вы в село Талыш", Хачатрян отвечает однозначно.
"Ну, конечно. Поедем жить туда. Только бы не было обстрелов", — говорит он.
Селянам раздали скотину, иногда Хачатрян бывает занят на временных работах. Но здесь их ничто не держит… кроме безопасности.
"Одиссея" 63-летнего мужчины все еще не завершена.