Нелли Даниелян, Sputnik.
"Пикассо боялся времени, а моя надежда — время", — сказал как-то Ерванд Кочар. Слова именитого скульптора стали для него пророческими.
Настоящее величие Ерванда Кочара стало ощутимо только сквозь призму времени. То, что увидела Европа в творчестве Кочара, мы, его соотечественники увидели и оценили лишь столетие спустя.
В 1923-1936 гг. в Париже он создал искусство — "Живопись в пространстве", выдвинувшее его в первые ряды мастеров, которые сформировали европейский авангард и обусловили дальнейшее развитие мирового искусства.
Кочар в этом стиле синтезирует живопись и скульптуру. На металлических пластинках автор создавал картины, затем помещал металлическую скульптуру на двигатель, на котором она медленно крутилась, демонстрируя со всех сторон картины. С помощью этого нового стиля Кочар пытался разрушить границу между пространством и временем и посредством движения оживить застывшие скульптуры и полотна.
Иначе говоря, сто лет назад Кочар создал первые образцы 3D-графики, которые были с восторгом приняты европейскими знатоками искусства.
Но, оставив европейскую славу и признание, в 1936 году Кочар вернулся в Армению.
Здесь советские критики не только не приняли созданное им направление, а сделали все, чтобы общественность о нем даже не узнала.
На родине великого художника обвинили в "формализме", "антисоветской агитации и пропаганде", что означало то же самое, что "враг народа". Работы Кочара впервые были представлены широкой публике 30 лет спустя, в 1965 году.
Изолированность, проведенное в тюрьме время и партийная пропаганда оставили свой след на произведениях Кочара.
Но и в этом случае время сыграло на руку художнику. Работы, созданные в 60-х годах, принесли Кочару славу и всенародное признание.
Деятель искусства, объявленный "врагом народа", очень скоро удостоился народного признания.
Спустя полвека, в 2011 году, армянская общественность получила возможность ознакомиться с произведениями Кочара, сделанным в парижский период творчества. Из парижской галереи Minotaure в Ереван привезли его скульптуры, представляющие направление "живопись в пространстве", которые около века хранились в коллекции известного французского коллекционера Патриса Тригано.
Время дало самую правильную оценку творчеству Кочара.