Пространство и время в 3D-работах Кочара

Подписаться
118 лет назад, 27 июня, родился армянский скульптор и художник Ерванд Кочар. Несмотря на все взлеты и падения, он понаделся на время и не ошибся.

Нелли Даниелян, Sputnik.

"Пикассо боялся времени, а моя надежда — время", — сказал как-то Ерванд Кочар. Слова именитого скульптора стали для него пророческими.

Настоящее величие Ерванда Кочара стало ощутимо только сквозь призму времени. То, что увидела Европа в творчестве Кочара, мы, его соотечественники увидели и оценили лишь столетие спустя.

Скульптуры из яичной скорлупы - Sputnik Армения
Симфония из яичной скорлупы: необычное искусство армянки в США

В 1923-1936 гг. в Париже он создал искусство — "Живопись в пространстве", выдвинувшее его в первые ряды мастеров, которые сформировали европейский авангард и обусловили дальнейшее развитие мирового искусства.

Кочар в этом стиле синтезирует живопись и скульптуру. На металлических пластинках автор создавал картины, затем помещал металлическую скульптуру на двигатель, на котором она медленно крутилась, демонстрируя со всех сторон картины. С помощью этого нового стиля Кочар пытался разрушить границу между пространством и временем и посредством движения оживить застывшие скульптуры и полотна.

Иначе говоря, сто лет назад Кочар создал первые образцы 3D-графики, которые были с восторгом приняты европейскими знатоками искусства.

Но, оставив европейскую славу и признание, в 1936 году Кочар вернулся в Армению.

Арцах, НКР - Sputnik Армения
Памятник "Мы и наши горы": при чем здесь Квазимодо и Эсмеральда?

Здесь советские критики не только не приняли созданное им направление, а сделали все, чтобы общественность о нем даже не узнала.

На родине великого художника обвинили в "формализме", "антисоветской агитации и пропаганде", что означало то же самое, что "враг народа". Работы Кочара впервые были представлены широкой публике 30 лет спустя, в 1965 году.

Изолированность, проведенное в тюрьме время и партийная пропаганда оставили свой след на произведениях Кочара.

Но и в этом случае время сыграло на руку художнику. Работы, созданные в 60-х годах, принесли Кочару славу и всенародное признание.

Деятель искусства, объявленный "врагом народа", очень скоро удостоился народного признания.

Спустя полвека, в 2011 году, армянская общественность получила возможность ознакомиться с произведениями Кочара, сделанным в парижский период творчества. Из парижской галереи Minotaure в Ереван привезли его скульптуры, представляющие направление "живопись в пространстве", которые около века хранились в коллекции известного французского коллекционера Патриса Тригано.

Время дало самую правильную оценку творчеству Кочара.

Лента новостей
0