Анкара восприняла подобное к себе отношение по меньшей мере как оскорбление. Именно после этого турецко-германские отношения пошли под откос..
Турецкий марш… Или демарш?
Затем была неудачная попытка вооруженного переворота, в котором Анкара (и не без основания) обвинила Запад. А когда та же Германия отказалась выдавать Турции несколько десятков высокопоставленных офицеров турецкой армии, которые после переворота попросили политического убежища у Берлина, Анкара расценила этот шаг как убедительное доказательство того, что корни попытки переворота – в Германии.
Дальше – больше. Анкара пошла на откровенную провокацию, когда не пресекла силами полиции большой митинг у ворот военной базы Инджирлик. Более того, утверждают, что акция эта была организована не только с ведома, но и при участии администрации Эрдогана.
А после этого митинга, которым Турция пыталась оказать серьезное давление на Германию с помощью остальных европейских членов НАТО, турки попросту перестали пускать на территорию военной базы депутатов Бундестага. Те требовали, чтобы их допустили к немецким военнослужащим базы Инджирлик.
На базу немецких депутатов не допустили, и в Бундестаге обвинили канцлера Меркель в "недостаточной жесткости" по отношению к своему союзнику по НАТО. В итоге было принято решение о выводе немецких вооруженных сил с военной базы.
На самом деле германские воздушные силы на военной авиабазе Инджирлик выполняют в рамках антитеррористической западной коалиции, скорее, разведывательную, вспомогательную работу. Так что переброска шести разведывательных самолетов "Торнадо", бензозаправщика и порядка трехсот военнослужащих в Иорданию не должно отразиться на военном потенциале западной антитеррористической коалиции.
Другое дело, что в политическом аспекте случившееся может иметь серьезные последствия. Ведь эксперты впервые имеют дело с ситуацией, когда одна из стран-полноценных членов НАТО (а Турция к тому же имеет самую мощную и подготовленную после США армию в Североатлантическом альянсе) в буквальном смысле выгоняет со своей территории военный контингент другого члена альянса.
Закупка членом НАТО российских ПВО – откровенно "показательные выступления"
С другой стороны Турция, можно сказать, демонстративно, сближается с Россией, у которой достаточно сложные взаимоотношения с Западом. В том числе (если не в первую очереь) из-за расширения НАТО на восток.
Анкара вовсю налаживает с Москвой политические, экономические взаимоотношения (достаточно вспомнить "Южный Поток" и строительство атомной станции "Аккую"). И даже военный аспект взаимодействия Турции и Российской Федерации достигает невиданного доселе уровня. Речь идет уже о беспрецедентной сделке – приобретении турецкой стороной нескольких зенитно-ракетных комплексов С 400 "Триумф" (по натовской квалификации "Ворчун") российского производства. Впервые в истории страна НАТО закупает комплексы ПВО у России…
И это при том, что Геноцид армян в Османской империи был признан Российской Федерацией двадцать с лишним лет тому назад (14 апреля 1995 года).
То есть поведение Турции во взаимоотношениях с Германией – лукавство, причина тут вовсе не в принятии Бундестагом Геноцида армян. Анкара сознательно пошла на обострение взаимоотношений с Берлином.
Думается, турецкая дипломатия решила, что сможет надавить на Германию, как на страну, которая формирует внешнеполитический курс Евросоюза, с тем, чтобы получить какие-то преференции при переговорах о вступлении Турции в ЕС.
Сработает ли подобная политика Анкары – это еще большой вопрос. А вот то, что в НАТО вовсю действуют центробежные силы, раздирающие альянс, – это уже свершившийся факт.