Арман Ванескегян, Sputnik
Другое дело, что операция по продлению срока службы ядерного реактора – достаточно сложная и объемная работа, которой, по большому счету и занимаются местные энергетики совместно со специалистами из "Росатома", у которого в доверительном управлении и находится армянская атомная станция.
Плановый ежегодный перезапуск завершен
Обычно эту операцию проводят для того, чтобы перезагрузить часть ядерного топлива в реакторе. Однако в этом году руководству "атомки" и персоналу станции пришлось провести огромный дополнительный объем работы, чтобы представить техническое обоснование продления срока службы АЭС.
Все данные были переданы соответствующим исследовательским институтам, которые в итоге и вынесут вердикт относительно дальнейшей эксплуатации энергоблока.
Заместитель директора Мецаморской атомной электростанции Гера Севикян подчеркивает: по мнению специалистов, никаких препятствий для продления дальнейшей эксплуатации нет. Однако техническое обоснование срока службы оборудования будут выдавать уже соответствующие инстанции.
Ротор весом в 180 тонн – морем и железной дорогой
Задача, которую прямо сейчас решает руководство атомной станции, находится, как говорится, на стыке технических и политических задач. Необходимо будет обновлять (вернее — менять) статор и ротор турбогенератора Мецаморской АЭС. А это нестандартный, габаритный груз, который необходимо перевезти в Армению из Санкт-Петербурга.
Объемы и вес груза таковы, что перевозить все это воздушным путем не представляется возможным. Остается железная дорога, которая по дороге из России в Армению прерывается в Грузии — на границе с Абхазией.
О том, чтобы уговорить официальный Тбилиси пропустить хотя бы один железнодорожный состав, не приходится. Там проблема, как говорится, сугубо политического свойства, которую решать не атомщикам. А ротор со статором необходимо доставить в Армению в максимально короткие сроки. Хотя бы в сентябре – октябре. Потому что со всем этим оборудованием еще работать специалистам. Ну, чтобы подготовить все так, чтобы можно было бы уже во время следующей плановой остановки атомной электростанции (ориентировочно – май 2018 года) заменить старые части действующего турбогенератора.
Фактор политический
Была, конечно, небольшая надежда на то, что в переговорах с грузинской стороной удастся достигнуть договоренности о так называемом альтернативном пути — единственной действующей автодороге ("коридоре", видимо и железнодорожном) через Абхазию и Южную Осетию. Обсуждения вокруг этой проблемы идут ни шатко, ни валко — уже несколько лет (с 2011 года, еще со времен Саакашвили).
Однако дело это, как уже было сказано, скорее из серии тех политических урегулирований, которые обычно лежат в долгом ящике и появляются на свет божий только тогда, когда случается что-то глобальное в региональных политических процессах.
А ждать чего-то подобного в условиях, когда ротор и статор генератора Мецаморской АЭС необходимо менять в очень сжатые сроки, возможности попросту нет.
Поэтому специалистам "Росатома" приходится придумывать оригинальную и весьма сложную логистическую схему: из Питера железной дорогой до Новороссийска, оттуда кораблем – до Поти, откуда оборудование вновь будет погружено в вагоны, которые и довезут ротор и статор в Армению.
Во всяком случае замдиректора АЭС Гера Севикян сказал, что уже ведется серьезная подготовительная работа на армянском участке железной дороге. Видимо, для перевозки тяжелого габаритного груза необходимо подготовить и железнодорожную колею…
Скорее всего, увеличение срока службы армянской атомной станции аукнется небольшим повышением себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Специалисты говорят о цифре порядка 3 драма за киловатт. Много это или мало — решать потребителям. Однако следует помнить, что сегодня потребитель платит за электричество цену, которая выше себестоимости вырабатываемого Мецаморской АЭС электричества где-то в четыре раза.