ЕРЕВАН, 6 авг — Sputnik. Уникальные моменты службы бывшего начальника войск ПВО Армении генерал-майора Алика Саркисяна раскрыл на своей странице в Facebook пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян.
Интересные эпизоды своей службы, по словам Ованнисяна, Саркисян рассказал ему сам во время дружеской беседы.
В 1965-67 гг Саркисян в качестве советского военного служил на Кубе, на острове Пинес. Он в совершенстве владел испанским.
После года службы (командиром батареи систем С-75) сам Рауль Кастро попросил его остаться еще на год, так как напряжение после Карибского кризиса еще не прошло.
В 1983 году его отправили в Триполи (Ливия), где стояли по 20 дивизионов систем ПВО С-75 и С-125. Под его руководством было 123 человека, а сам он был в "секторе" (корпусе) единственным армянином и пользовался большим уважением…
В начале 1980-х годов ливийско-американские отношения резко ухудшились. Соединенные Штаты обвиняли Ливию и ее лидера Муаммара Каддафи в поддержке международного терроризма. За этим последовал ряд инцидентов, в том числе воздушные бои у берегов Ливии, а также теракты у офисов израильских фирм в Вене и Риме, у дискотеки в Западном Берлине, а также взрыв на борту американского самолета над Грецией. Весной ухудшение двусторонних отношений достигло критической точки. США приняли решение о карательной операции "Каньон Эльдорадо".
Как рассказал Саркисян, во время вторжения американских сил их радары показывали 162 цели, из них половина — БПЛА, еще 2 авианосца. Система РЭБ отключила ливийские радары.
"Американцам было известно расположение советских специалистов, и те объекты, где они находились, не атаковались", — вспоминает Саркисян.
По его мнению, основной целью атаки было не только уничтожение аэродромов, но и устранение самого Каддафи. В результате самой атаки и нескольких последующих разведывательных полетов, по словам Саркисяна, было сбито четыре американских самолета.
Сам Саргсян получил именные часы от Каддафи и был награжден медалью войск ПВО и орденом "Воинская доблесть" первой степени.
Еще более интересная для армянского читателя история была связана со службой Саркисяна уже в Армении.
"24 августа 1976 года два истребителя ворвались в воздушное пространство Армении со стороны Игдира. Мы не успели предупредить вторжение, пока дивизионы подключились, Ф-5 уже были над Эчмиадзином, нельзя было их упускать. Системы С-75 не были такими гибкими. На 10 км первый дивизион выпустил первую ракету, хотя нужно было сразу три. Через несколько секунд выпустил еще две. До границы было 11 км, а встреча с ракетой произошла через 15 км, то есть уже на территории Турции", — рассказал Саркисян.
По его словам, в сбитом самолете был сын военного атташе Великобритании в Турции, а второй пилот выпрыгнул с парашютом.
Сам Саркисян был тогда начальником штаба бригады и сразу доложил об этом в Москву. А на вопрос, почему не согласовал действия с корпусом, ответил, что не было времени, все решали секунды.
Сразу прислали работников КГБ, одного из них приставили к нему. Саркисяну запретили с кем-либо общаться. Ситуация, по его словам, была сложная.
"Я отдал приказ подготовить фотоконтроль, карту. Через пару часов приехал Карен Демирчян. Я ему представил ситуацию, подтвердил фактами. Он связался с Москвой, сообщил, что на месте ознакомился с ситуацией и данными, что нарушение границы и вправду имело место, боевой расчет бригады действовал отлично", — рассказал Саркисян.
По словам генерала, Демирчян действовал очень решительно. Он попросил снять контроль КГБ. На следующий день нужно было представить к награде отличившихся. Саркисян назвал командира дивизиона, офицера наведения, командира первичной батареи.
Ему позвонили из политотдела корпуса, выразив недовольство тем, что там не было замполита дивизиона, но тот находился в отпуске, в Сочи. Но ему сказали, что это ничего не меняет, и он тоже должен быть награжден.
Именно эти четыре человека получили награды, а сам Саркисян получил "замечание", потому что ракеты упали на территории Турции.
"Здесь можно добавить, что армянские офицеры были в эпицентре различных столкновений в мире, и не раз становились героями, блистали своими знаниями, однако сегодня давайте немного помолчим", — написал Ованнисян.