Статистика подсчитала, что общее число потерь этой трагедии мирового масштаба по положению на 2013 год исчисляется почти полумиллионом жизней, так как в последующие несколько лет огромное количество выживших в бомбардировке японцев скончалось от лучевой болезни, а онкология, вызванная радиацией, бушует до сих пор.
И по сей день вопрос о том, почему американцы решились-таки бомбить Японию, когда результаты Второй мировой были предопределены, остается открытым.
Почему США так жестоко обошлись с Японией
Принято считать, что США попросту пытались продемонстрировать свою мощь Советскому Союзу, победным шагом прошедшему по Восточной Европе, до центра Германии.
Говорят также, что американцы старались максимально быстро поставить на колени Японию, пока армия победителей не успела перебросить свои основные силы на Дальний Восток. Ведь тогда возникала опасность, что японская армия могла бы подписать капитуляцию не США, а СССР. И тогда оставался открытым вопрос – а не избрали бы те же японцы иной, скажем, социалистический путь дальнейшего своего развития? И не советские бы военные базы тогда размещались там вместо нынешних, американских?
Рассказывают, что когда в Потсдаме Трумэн сообщил Сталину о том, что Америка располагает технологией создания бомбы разрушительной силы, то внимательно следил за реакцией вождя народов. Равно как и присутствовавший там же Черчилль, который потом сказал, что Сталин, видимо, не понял, что речь идет об атомной бомбе.
Однако известно, что в тот же день Сталин поручил в ближайшие же дни организовать встречу с Курчатовым, что доказывает – Кремль был в курсе намерений Белого Дома. Видимо посчитали, что американцы, понимая последствия, все-таки не выпустят джинна из бутылки…
Геополитические дивиденды вторжения советской армии в Турцию
А что касается Малой Азии и конкретно Турции, то историческая версия о том, что Сталин был намерен требовать возврата как минимум какой-то части территорий Западной Армении при пересмотре Московского договора 1921 года, в последнее время получает все больше сторонников.
А то, что Советский Союз тогда, на пике победного похода вглубь Европы был готов совершить вторжение в Турцию, которая достаточно долго была сторонником гитлеровской Германии, было вполне логично. Я бы даже сказал, закономерно, если учитывать все возможные политические дивиденды.
И недавнее нашумевшее интервью бывшего контрразведчика, подполковника КГБ в отставке Игоря Атаманенко "Комсомольской правде" – тому подтверждение. Он говорит, что легендарному армянскому разведчику Андранику Вартаняну сам Микоян рассказал, как на заседании политбюро Сталин уже дал поручение ему (Микояну) и Маленкову разработать план послевоенного переустройства той части Турции, которая будет возвращена в состав Армении, вернее, Советского Союза.
Политическая подоплека намерений Кремлевского руководства пройтись победным армейским маршем от иранского Тебриза (где было сконцентрировано более 20 дивизий) до турецкого Стамбула настолько логична и понимаема, что сомневаться в ней нет оснований.
Захват Константинополя дал бы Советскому Союзу возможность контролировать все судоходное пространство Черного моря. От таких перспектив, особенно в те, поствоенные годы, когда СССР был в состоянии диктовать условия на подмостках истинно глобальной политики и вершить судьбами мира, не отказываются.
Армянское партийное руководство для Карса, Ардагана и Стамбула
Особое внимание я бы уделил той части интервью, в котором сказано, что после заседания Анастас Микоян поручил Варданяну готовиться к тому, чтобы после военной части операции занять в Стамбуле пост главы Стамбульского горкома ВКП (б)…
Более того: известно, что в то время на встрече с турецким послом Сарпером нарком по иностранным делам Молотов уже прощупывал почву относительно возвращения СССР городов Карс и Ардаган, отошедших Турции согласно Московскому договору 1921 года.
Известно даже, что в 1945 году в составе ЦК КП Армении уже был создан Карсский обком, председателем которого был назначен Кочинян. Таких вещей во времена СССР без ведома Кремля не могла бы себе позволить ни одна из союзных республик.
А тогдашний руководитель ЦК Армении Арутинов и новоизбранный Католикос всех Армян Геворг VI обращались с официальным ходатайством и просьбой поднять вопрос о Карсской области непосредственно к Сталину и Молотову.
Это все, как говорится, не просто исторический, а предметный и конкретный, подтвержденный архивными документами, факт.
Так что можно с уверенностью говорить, что после победы в Великой Отечественной у советского руководства действительно были серьезные виды на часть турецкой территории (речь о Западной Армении). Причем на всем протяжении черноморского побережья, от Батума до Стамбула, до Босфора и Дарданелл.
Уже в другом свете выглядит отказ Сталина обсуждать на Потсдамской конференции возможность узаконить выход через Пролив всех судов для всех стран, на чем настаивали Британия и США.
Пришлось ждать курчатовких разработок
И только после этого американцы решили пойти на атомную бомбежку японских городов. Видимо, Турция попросту обратилась к западным странам, попросила помощи и объяснила складывающуюся ситуацию, при которой она самостоятельно не могла противостоять советскому военному вторжению.
Бомбежки Хиросимы и Нагасаки заставили Кремль откорректировать по времени планы по возврату земель Западной Армении, поскольку тогда стало понятно, что американцы, при необходимости, не остановятся и перед тем, чтобы применить ядерное оружие против советской армии, если та вторгнется на турецкую территорию. Ведь у Советского Союза атомной бомбы пока не было, хотя курчатовское бюро и работало в полную силу.
Однако США одними атомными бомбами не ограничились. В 1947 американцы предоставляют Турции льготный кредит (100 миллионов долларов, по тем временам – сказочная сумма) на полное перевооружение турецкой армии. А в 1952 Турция была принята в состав НАТО и стала передовым форпостом Запада, единственным членом североатлантического альянса, непосредственно граничащим с СССР.
Однако следует понимать, что эти господа при любом раскладе будут делать все возможное, чтобы "гасить" эту тему, которая наглядно показывает, на какие военные преступления были способны пойти Штаты (да и сейчас способны), лишь бы не дать России (а тогда – Советскому Союзу) усилить свое политическое влияние в западном направлении.