Арман Ванескегян, Sputnik
В 2015 тяжело пришлось не армянской финансовой системе, а части населения
После крымских и донбасских событий американцы и европейцы только-только начали осваивать применительно к России санкционную технологию, и оглушительный удар по курсу российского рубля был, как минимум, неожиданным для неподготовленной Москвы.
Тяжело пришлось только тем семьям в Армении, чьи родственники работали в России: трансферты, благодаря которым выживало огромное количество среднестатистических армян, съежились ровно настолько, насколько уступил свои позиции русский рубль — то есть ровно вдвое. В один день за полученный из России трансфертный рубль обменники в Ереване стали платить не 13-14 драмов, а всего лишь 7-8.
Тогда, в 2014 — 2015 гг., еще не заработали механизмы, на которые рассчитывали создатели Евразийского экономического союза, и экономика страны была серьезно привязана именно к доллару и евро (в первую очередь, конечно же, к американскому доллару).
Кроме того, к доллару была привязана и вся коммунальная система Армении, равно как и работа достаточно большого количества бизнес-структур, которые, в некоторых случаях, даже при поставках товара из России оплату производили именно в перерасчете на доллар и евро.
В ЕАЭС отныне рулит именно российский рубль
Но многое с тех пор много изменилось. Например, экономика (какая ни есть) страны сегодня ориентирована именно на те самые механизмы ЕАЭС, которые, по оценкам специалистов, должны предоставить Армении достаточно широкий рынок сбыта товаров.
Нужно понимать, что если российский рубль вдруг опять не выдержит санкционного давления и повторит кульбит трехлетней давности (то есть упадет в два раза), то на этот раз Армении легко не отделаться. Сегодня армянский драм привязан к российскому рублю прочнее, чем когда бы то ни было.
При подобном раскладе следует учитывать, что за поставки продукции сельского хозяйства, спиртных напитков, трикотажа и галантереи другие члены ЕАЭС расплачиваться с армянскими поставщиками также будут национальной валютой, а не долларом и евро. Причем речь, в первую очередь, идет о России как о самом крупном рынке сбыта на территории ЕАЭС. Но не только.
Следует также учитывать, что сезонная миграция армянского населения в страны-члены ЕАЭС выросла, и трансферты, которые, к сожалению, до сих пор остаются одним из основных источников поступлений валюты в бюджет страны, сократятся, если российский рубль не сумеет удержаться на своих позициях.
Падения российского рубля относительно иностранных валют не ожидается
В этом случае могла бы возникнуть вполне реальная опасность, что все наработанное за прошедшие два-три года в экономическую копилку развития интеграционных процессов ЕАЭС, может пропасть в одночасье. Однако Россия на сей раз к санкционной атаке подготовилась заранее.
Известно, что запасы нефти у американцев в последнее время стабильно снижаются. А это означает, что на сей раз США не удалось сыграть на падении цены на черное золото, чтобы "подгадить" русским, как это было в 2015.
Так что ждать какого-то серьезного, судьбоносного падения курса рубля относительно основных мировых валют не следует. Несмотря даже на достаточно жесткие в этот раз санкции.