Рубен Гюльмисарян, Sputnik
Когда на рубеже 1990-ых годов разваливали республику – культуру, промышленность, градостроительство, да все сферы жизни – процесс этот не мог не коснуться образования. Помнится, тогда напыщенные дяди, которых распирало от собственной, невесть откуда свалившейся значимости, важно шевеля щеками, обещали в кратчайшие сроки выстроить совершенно новую, деидеологизированную, современную систему образования.
Постепенно уходит поколение, которое может научить детей чему-то, кроме того, чтобы заполнять тесты, которые сами зачастую составлены неграмотно и не имеют правильного ответа. Скоро наши дети и внуки столкнутся со страшной перспективой – их придут учить те, кто искренне считает Мовсеса Хоренаци первым армянским космонавтом, а площадь Республики в Ереване — плодом архитектурного гения Нарека Саркисяна.
В этих условиях Mинобрнауки не позавидуешь. Оно сейчас предпринимает попытку так называемой "оптимизации" – это когда в школах не хватает учеников и, скажем, две школы объединяются в одну. Выглядит на первый взгляд здраво, если, конечно, не вдаваться в подробности насчет того, почему в школах не стало учеников, когда три десятилетия назад класс обычной средней ереванской школы насчитывал под пять десятков учеников, и это считалось обычным явлением. Но это вопрос другой, более глобальный.
Министр образования Левон Мкртчян заявил на прошлой неделе, что сокращения в результате объединения школ коснутся в основном административного и учебно-вспомогательного персонала, учителей же (их якобы не больше пары десятков человек) попытаются трудоустроить. Правда, попытаться – не означает выполнить задачу, но все же. По словам министра, в стране к 1 сентября будут объединены 14 школ.
Раньше, помнится, в сельские школы отправляли выпускников вузов, по распределению. А что – дело молодое, на подъем молодежь легка, глядишь – втянутся, обживутся, и в этом был смысл. А теперь министерство намерено ссылать – и не подберешь иного слова – пожилых людей в деревенские школы, чтобы они, городские жители, начинали втягиваться в сельский быт на седьмом десятке лет. Самый подходящий возраст для того, чтобы научиться возделывать поля и держать скот.
Понятно, что никто из тех, кому скоро уходить на заслуженный отдых, в село на склоне лет не поедет. Ну ведь и правда, нельзя же насильно отправить ереванского педагога в село. Такие уж у нас педагоги капризные – не хотят ездить дважды в день по 15 км в транспорте, ходящем по произвольному расписанию. А тем более, не хотят учиться доить коров и отвыкать за гумном от раздельных санузлов.
И еще одно: министр образования и науки Левон Мкртчян сказал, что освободившиеся в результате оптимизации здания и территории школ будут использованы исключительно в научно-образовательных целях. Хорошо бы, конечно, только вот в самом центре столицы находилась знаменитая некогда школа имени Мравяна. Помнится, были официальные обещания отдать здание школы, после ее расформирования, под учебное заведение то ли системы МВД, то ли Mинобороны. Что именно расположилось в здании бывшей школы, думается, известно всем. Где гарантия, что кто-то не положил уже глаз на лакомый кусочек в виде опустевшей школы, а этот кусочек ведь может достаться, фактически, задарма.
По его словам, старшая школа скоро будет полностью разгружена: общее изучение предметов закончится в 11 классе, а в 12 дети будут заниматься лишь практической деятельностью, проходя подготовку в определенном направлении. Тоже хорошо, вроде бы. Но лишь один факт перечеркивает эти намерения на корню: ни для кого, включая само министерство, не секрет, что в Армении широко распространена практика непосещения учащимися старшей школы уроков. Родители платят деньги, чтобы их дети могли без последствий не ходить в школу, освобождая, таким образом, время для репетиторов.
Говорит это явление об одном – родители не доверяют государственной школе, и с этим в одночасье ничего не сделать. Ломать – не строить, сломав же – придется прикладывать десятикратные усилия для восстановления.
Система образования Армении, что и говорить, в реформах нуждается, как в свежем воздухе.