Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения.
Вначале приоритеты и направление этой борьбы обозначил сам министр здравоохранения Левон Алтунян, а потом кампанию, похоже, возглавил, директор Национального института здравоохранения Армении Александр Базарчян.
Базарчян говорит, что все ограничения, предусмотренные новой стратегией борьбы с курением, одобренной правительством Армении, будут вводиться лишь с одной целью — сохранить здоровье населения.
"Мы не собираемся вводить ограничения ради ограничений. Цель любых ограничений, предусмотренных законодательными актами в рамках стратегии — уменьшение бремени воздействия табачного дыма на здоровье людей. Наша цель — не контроль над табаком, а здоровье", — сказал Базарчян.
Позволим себе немного усомниться в искренности уважаемых министра и директора института.
Во-первых, вряд ли можно оспорить то, что отечественное здравоохранение, как в воздухе, нуждается в гораздо более срочных мероприятиях, нежели трата времени и человеческих ресурсов на антитабачные кампании. Многие жители Армении (если не большинство) встречаются с врачами, лишь будучи доставленными к ним на скорой помощи, пенсионеры скоро не пойдут даже в поликлиники — в них день ото дня сокращается список бесплатных услуг. Можно указать еще с десяток проблем, прямо-таки вопиющих, но перечисление займет много места. В таких условиях ставить во главу угла борьбу с курением — не совсем понятная стратегия.
Во всем мире уже несколько десятилетий борьба с курением стала прибыльным бизнесом, на нее выделяются астрономические суммы в виде различных программ и грантов. Тут можно очень серьезно заработать.
Вот, например, цифры, которые, если вдуматься, вызывают смех. Согласно прогнозам ВОЗ, при проведении в Армении строгой политики по борьбе с табакокурением в ближайшие 5 лет число курильщиков может сократиться на 42%, а в последующие 40 лет — на 63%, тем самым предотвратив 187 тыс. случаев преждевременных смертей.
Да таким борцам только в страшном сне приснится фантастическая ситуация, когда вдруг все курильщики планеты в одночасье решат бросить свою привычку. Потому что десятки тысяч людей во всем мире лишатся источника огромных доходов, благородно названных "борьба с курением".
А вот и доказательство тому, не взятое с потолка, а предоставленное самим господином Базарчяном. По его словам, медперсонал первичного звена будет предоставлять консультации и оказывать помощь людям, желающим бросить курить. Для этого медики получат необходимые знания в рамках последипломного образования, население же будет проинформировано о том, что помощь по освобождению от зависимости от табака они могут получить в местных амбулаториях. Разумеется, не обойдется и без медикаментозного лечения.
Понятно, что все эти мероприятия стоят больших денег, которых в госбюджете просто нет. Поэтому логичным будет предположить, что волна антитабачных заграничных грантов добралась и до Армении, и эти деньги нужно отрабатывать. Отвратительные фотографии на сигаретных пачках сами по себе источником дохода не являются, а вот консультации медиков и лекарства будут, разумеется, платными. И неважно, что ни консультации, ни медикаменты не избавят ни единого человека от привычки курить — да и задачи такой не ставится. Ведь, повторим, каждый бросивший курить уменьшает доходы всемирного антитабачного лобби.
Следующий вопрос. Так называемая борьба с курением принимает уже формы нарушения основополагающих прав человека. Априори понятно, что курить в школах, министерствах, прочих общественных местах, в лифтах — нельзя, и никто не курит, а если кто-то и курит, то он должен штрафоваться. Не потому, что курение вредно (вред его преувеличен тысячекратно, но об этом потом), а потому что есть люди, не переносящие запаха табачного дыма. Но здесь есть иные, давно опробованные решения — курение в отведенных местах, отдельные залы для курящих в ресторанах, и так далее.
Кроме всего прочего, не верится, что в Армении можно запретить курение, например, на стадионах. Формально-то запретить можно, но курить все равно будут, и штрафовать никто не станет. Потому что штрафующий, скорее всего, курит сам.
И тут мы плавно подходим к ужасам, которые рассказывают о вреде курения. В России (в Петербурге, например) уже появились люди, преимущественно такие пожилые девушки с нездоровым блеском в глазах, похожие на одержимых, которые, завидев курящего (в положенном месте) человека, начинают ему выговаривать, осуждать, и объяснять ему, бедному, какие кары Божьи его ожидают. Такие дамы обычно начинают натужно кашлять от вида даже неприкуренной сигареты, а это порождает сомнения в их адекватности. Очень похоже на сектантство, кстати.
Но это исключения, а правило в том, что курение табака вовсе не так вредно, как об этом трубят те, кто зарабатывает на борьбе с ним. Заметим — курение именно табака, а не той неизвестной массы, которой сегодня набивают сигареты. Поэтому они теперь все на один вкус, независимо от цены и марки. Вот эта масса и вправду может оказаться вредной, а табак…
Вот, например, случай, приведенный журналистом Дмитрием Косыревым, много пишущем о фиктивности и ненужности антитабачной борьбы. Журналист пишет, что "суд столичного округа Колумбия, США, постановил убрать из списков материалов, распространяемых Food & Drug Administration (ведомство, занимающееся также и табаком), несколько докладов американского минздрава о вреде курения и исключить из состава советников FDA экспертов, причастных к составлению этих документов.
Почему? Потому что эксперты эти, как установил суд, состояли на содержании у фармацевтических компаний Glaxo и Pfizer, которые получают прямую денежную выгоду от того, что люди хотят бросить курить: например, производят препараты, якобы помогающие им. Эти же компании — активные жертвователи средств на борьбу с курением по всему миру через фонды и прочие каналы, ведь продажа препаратов, особенно безрецептурных — многомиллиардный бизнес, в разы больше табачного.
А что за доклады? Один из них, от 1998 года, о никотиновой зависимости. Слышали когда-нибудь, что никотин вызывает зависимость сильнее героина (хотя очевидные факты говорят о другом) и что все курящие — наркоманы? Вот. Нет больше этого доклада.
Теперь — кто эти эксперты. Давайте поименно и на английском: Jonathan Samet, Neal Benowitz и Jack Henningfield. Эти и несколько прочих персонажей, оказывается, около 30 лет получали гранты, премии и прочие деньги от двух корпораций, непосредственно и материально заинтересованных в том, чтобы ограничивали курение, в том, чтобы люди верили, например, во вред пассивного курения, кошмарили других, заставляли людей "обратиться к врачу, чтобы бросить курить".
Очевидно, что кампании по борьбе с курением в любой стране начинаются и финансируются со вполне корыстными целями, медицинскими лобби. И никакой это не секрет, достаточно посмотреть на список тех, кто финансирует эти кампании, причем по всему миру, поскольку сбыт продукции этих фирм (в основном, фармацевтических) тоже глобальный.
Фактов, говорящих о том, что курение далеко не так вредно, как его малюют, масса. Долгое время эти факты скрывались тем самым медицинским лобби, но, ибо шило из мешка рано или поздно вылезет, они понемногу становятся достоянием гласности. Чего, собственно говоря, и следовало ожидать. Фактически, единственным действительно доказанным вредом можно считать лишь уменьшение объема легких у курильщика, у которого появляется одышка, если он быстро взойдет на пятый этаж. Все остальное не доказано, а порой и опровергнуто многочисленными экспериментами, результаты которых стараются не публиковать.
Курильщиков в Греции больше, чем где-либо еще в Европе, и их количество продолжает увеличиваться (как и во Франции, например), вопреки "плодотворной" борьбе с курением. Так вот, выясняется, что в Греции, как ни странно, меньше всего в Европе умирают от онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Ах, ну да, в Греции же море и воздух — Эгейское и чистый! И оливки с апельсинами.
В Армении нет никакого моря, не то что Эгейского, а воздух чист местами. Зато в Армении есть тысячи проблем в здравоохранении — проблем, действительно требующих безотлагательного вмешательства правительства и специалистов. Только беда в том, что эти неотложные, реально необходимые программы никак не финансируются — или финансируются недостаточно — а на антитабачную борьбу поступают огромные суммы извне, от той же ВОЗ, например.
Так же щедро финансируются извне и всякие религиозные секты — эти мины замедленного действия. Кстати, вред от них неизмеримо больше, чем от курения, и он коварнее. Но это уже другая тема.