Рубен Гюльмисарян, Sputnik.
Собственно секты, в том или ином виде, возникли, скорее всего, вместе с древнейшими религиями – наверняка среди первых язычников были "ответвления" от основных положений.
И, скорее всего, изначальные причины появления таких ответвлений были вполне искренними – несогласие с каноническим учением, выдвижение собственных апокрифов укладывается в человеческую психологию ровно с того момента, как гомо сапиенс научился спорить.
Так же очевидно, что эти "зародышевые" секты очень быстро стали орудием, позволявшим устанавливать власть над людьми и, тем самым, концентрировать материальные блага. Официальные, государственные религии всегда боролись с ересью, вплоть до сжигания на кострах, но дело сектантов жило и развивалось. Потом – когда секты накопили значительные состояния – они стали использоваться разными государственными спецслужбами в качестве "засланных казачков" в другие страны. Со временем секты стали мощным идеологическим и психологическим оружием, и начиная приблизительно с середины ХХ века стали уже неприкрытыми инструментами "мягких" диверсий.
На сегодняшний день в Армении официально зарегистрировано около семи десятков религиозных организаций, из которых примерно 50 – секты. А еще в маленькой стране – внимание! – есть около 250 религиозных организаций, действующих без регистрации. При этом как зарегистрированные, так и "теневые" секты ставят перед собой одну и ту же задачу — финансовая выгода и вмешательство в общественную и политическую жизнь. Эту информацию недавно озвучил глава Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян. "Секты сегодня проникли во все сферы жизнедеятельности армянского общества. Они серьезно участвуют в сетевом маркетинге, задействованы в издательской, образовательной сферах, строительстве, в некоторой степени присутствуют в сфере коммуникаций, занимаются благотворительностью и так далее. Эти каналы открывают перед сектами широкие возможности, по ним идет настоящая "ловля душ", — утверждает Амарян.
Вот (пока) лишь один пример. В самом центре Еревана, в здании бывшего посольства США (вряд ли это случайное совпадение) размещается главный офис так называемой "Армянской евангелистской церкви". Вот что о ней рассказывает Амарян: "Начнем с того, что в армянском обществе существует искаженное представление о том, что якобы Армянская евангелистская церковь приходится церковью-сестрой Армянской Апостольской церкви. Это ни в коем случае не так. Евангелистская церковь отделилась от ААЦ в 1846 году — более полутора веков назад. Затем созданная в 1910 году в США Армянская евангелическая ассоциация Америки взяла ее под контроль и использует в своих целях. Далее, эта организация под видом благотворительности занимается отмыванием денег. К примеру, ежегодно евангелисты заявляют о 3 млн долларов благотворительной помощи в Армении, 2 млн — в Нагорном Карабахе. На поверку оказалось, что из заявленных и задокументированных 3 млн реально было потрачено 800 тыс. Куда делись оставшиеся 2,2 млн?"
Разумеется, такие суммы ну никак не могут ускользнуть от государственных финансовых органов и оставаться никем не замеченными. А значит, у крупных сект есть покровители в среде высших чиновников. При этом тот же Амарян отказывается называть имена или конкретные организации, мотивируя тем, что Центр уже пробовал это сделать, однако в результате страдали не сами члены сект, а их семьи и друзья.
Недавно Минюст России признал "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" экстремистской организацией. Верховный суд РФ постановил ликвидировать ее и 395 региональных отделений, а их имущество обратить в пользу государства. Однако адепты секты никуда не делись и отдавать финансовые активы не спешат. У нас же "Свидетели" даже выиграли несколько процессов в ЕСПЧ против Армении, главным образом по делам, возбужденным против уклонистов от службы в армии, объяснявших отказ служить религиозными мотивами.
Но запрет этой секты в России показал принципиальную возможность борьбы с подобными организациями, несмотря на их мощных и очень заинтересованных покровителей. В Армении пока то ли не рискуют, то ли не спешат прибегать к радикальным мерам, однако положение может стать угрожающим в любой день, тем более что действуют такие организации исподтишка, методами "ползучей агрессии", коварно и не афишируя своей подрывной деятельности.
Еще около 30 лет назад спецотделы французского МВД, занимающиеся наблюдением за деятельностью сект, сформулировали следующие критерии: дестабилизация сознанием (манипулирование им); финансовые притязания, поборы; навязывание разрыва с прежним окружением; покушение на физическое здоровье; вербовка детей; антиобщественные высказывания; утаивание средств; попытки проникновения во властные структуры. И если налицо хотя бы один из этих признаков, организацию считают сектой.
Во Франции понятие "секта" введено в юридический оборот, манипулирование сознанием объявлено не просто нарушением, а уголовным преступлением, которое карается от 3 до 5 лет заключения плюс большой денежный штраф. К этому закону приложен список сект, опасных для Франции, для ее общества. В Армении же соответствующий закон ("О свободе совести и религиозных организациях") лишь декларирует недопустимость прозелитизма (статья 8), не указывая конкретных мер наказания. Для сведения: прозелитизм, если вкратце, это стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
И чем же, если не прозелитизмом (в числе многого другого) занимаются те же "Свидетели Иеговы", которых в последнее время на ереванских улицах можно увидеть чаще, чем раньше – после запрета их в России? В этой связи противодействие ожидается не столько от правоохранительных органов, у которых просто нет законных оснований для пресечения деятельности сект, сколько (на данном этапе) от Армянской Апостольской церкви, чье молчание по этому поводу просто непонятно. Разумеется, несколько невнятных заявлений, сделанных без энтузиазма и нехотя, не в счет.
Говорят, что человек по имени Лафайет Рональд Хаббард когда-то сказал: "Хочешь заработать много денег – создай свою религию". Этот свой постулат он успешно претворил в жизнь, основав так называемую "Саентологическую церковь" и став мультимиллионером. Сегодняшние религиозные секты – это не просто бизнес, ведущий их основателей к богатству, но и полноценное психологическое оружие, взятое на вооружение спецслужбами ряда стран.
Ни одна гражданская и общественная акция в Армении не проходит без участия зарубежных некоммерческих организаций (НКО), финансируемых из иностранных источников. Недавний пример — захват здания полка полиции прошлогодним летом вооруженной группой "Сасна црер" в Ереване. Начавшиеся после этого уличные беспорядки в немалой степени стали результатом того, что Запад спровоцировал активность тех общественно-политических сил, которые с конкретными целями находятся у него на содержании.
А вообще, сказано давно и сказано не нами – в любом деле ищи того, кому это выгодно. Sputnik Армения еще вернется к этой теме, коснувшись, в частности, и роли НКО в общественных протестах в Армении за последнее время.