Лилит Арутюнян, Sputnik.
Опечатки, ляпы, ошибочные задания и бредовые стихотворения в школьных учебниках уже не первый год забавляют учеников и ставят в тупик как учителей, так и родителей. И хотя некоторые родители признаются, что за последние несколько лет произошли кое-какие изменения в лучшую сторону, некачественное составление учебников все еще остается актуальной проблемой.
Шокированные родители периодически публикуют скриншоты из учебников своих детей…
К примеру, в этом "шедевре" пастух не может отличить камень от цветка и даже от барана.
Содержание примерно следующее:
"Камни в Армении разноцветные и красивые.
Даже пастух не может отличить цветок от камня.
Он даже не может отличить камень от барана.
Бывало, что вместо овец он гнал в село большой камень.
Камни в Армении разноцветные и сумасшедшие".
Интересно было бы спросить сочинителя этого стишка, что конкретно он хотел донести до малышей.
"Только мама крокодила крокодилу скажет: "Милый"
Скажет мама: "Спи мой нежный, спи мой ласковый малыш.
Тихо спи, мой самый нежный. Рады все, когда ты спишь".
А другой стишок и переводить не нужно, достаточно лишь сказать, как он называется: "Наглый птенчик".
И еще один перл.
"Была свинка. Она маленькая, потому что небольшая.
Она худая, потому что не толстая.
Она не бегала по двору, потому что сдохла". (Вольный перевод с армянского языка).
А теперь попытайтесь понять задания в учебнике по русскому языку.
А в этом примере детей учат, что слово "авто" пишется не через "в", а через "ф".
В общем, ситуация плачевная…
В учебниках для старшеклассников другая проблема – тексты написаны настолько сложным и тяжелым языком, что не только дети, но и родители зачастую ничего понять не могут.
Вместо того, чтобы давать ребенку полезную информацию, которая пригодится ему в жизни, составители, например, учебника по географии решили посвятить целый параграф городам и селам в Африке. Возникает резонный вопрос — зачем эта информация армянским детям.
Грядут перемены
Совсем недавно министр образования и науки Армении Левон Мкртчян, говоря о реформах в образовательной сфере на августовской конференции в Аштараке, отметил, что учебники будут усовершенствованы.
"В советское время ни одна республика не составляла учебников: все они писались в Москве. Поэтому ни в одной стране бывшего СССР нет этой школы, кроме России. Когда мы начали составлять свои учебники, этим делом занимался профессорско-преподавательский состав. И в результате стиль написания оказался академическим, труднодоступным. Учителя, конечно, входили в состав комитета, но большого влияния они не имели", — отметил министр.
С другой стороны, Мкртчян обратил внимание на то, что содержание учебников осталось прежним, в то время, как количество часов было сокращено.
"Если взять, к примеру, историю, мы видим, что на весь Золотой век в учебнике отведено полтора листа. Поэтому там лишь друг за другом перечислены фамилии. Учитель не может пользоваться этим учебником и задает детям выучить наизусть имена, поскольку они есть в контрольном тесте. В результате, ученик не знает ни Хоренаци, ни Парпеци (армянские историки V века — ред)", — подчеркнул он.
По словам министра, все это приводит к тому, что у детей возникает неприязнь к знаниям.
"Поэтому необходимо создать школу составления учебников. Наверное, в Педагогическом университете или в ЕГУ откроем магистерский курс для этой цели. Мы получили грант из Евросоюза и попробуем развить это направление", — заключил он.
В свою очередь начальник отдела общего образования при министерстве образования и науки Армении Ашот Аршакян в разговоре с корреспондентом Sputnik Армения сказал, что для организации учебного процесса книга – необходимое, но не обязательное условие.
"Даже если у нас будет идеальный учебник, этого недостаточно для полноценной организации обучения", — отметил он.
На вопрос о том, как же все-таки составляются учебники в Армении, Аршакян ответил, что этим занимается Национальный институт образования. В частности, объявляется конкурс, в котором все представленные книги должны соответствовать определенным критериям. Отобранные пособия в течение одного года должны пройти тестирование.
Планы министерства о создании школы составления учебников, безусловно, радуют. Однако нужно понимать, что ни в этом, ни в следующем учебном году не стоит ждать решения всех проблем.