Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС.
На этой неделе армянские, азербайджанские и российские СМИ обильно комментировали сообщение о том, что на встрече с участниками Всеармянского молодёжного слёта "Базе" в Цахкадзоре президент Армении Серж Саргсян заявил, что уже осенью с.г. руководство страны собирается подписать с Евросоюзом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. То есть, по сути, аналога того самого Соглашения, которое три с половиной года назад взорвало Украину.
Что стоит за этим намерением? Сближение Армении с ЕС и охлаждение отношений с ЕАЭС и Россией? Во всяком случае, некоторые недоброжелатели Армении комментировали заявление Сержа Саргсяна в Цахкадзоре именно как попытку армянского руководства дистанцироваться от России и Евразийского экономического союза.
На самом деле, готовность руководства Армении к открытым и понятным отношениям с Евросоюзом аналогична позиции России, которая – не смотря на санкции по отношению к ней и иные недружественные действия – продолжает оставаться открытой по отношению к европейским структурам, постоянно подчеркивая, что в Европе имеются не только русофобы и противники России, но также потенциальные союзники и друзья.
Армения, как известно, проводит многовекторную политику, и это нормально для государства, которое ценит свой суверенитет. При этом руководство РА постоянно подчеркивает, что сотрудничество с Европой и подписание разного рода соглашений с европейскими структурами (с тем же ЕС) не должно вредить её отношениям с Россией и ЕАЭС.
Замечу, что точно такой же стратегии по отношению к Евросоюзу проводит сегодня, к примеру, дружественная России Сербия, которая, взяв курс на вступление в ЕС, всячески подчеркивает, что оставляет за собой право продолжать сохранять тесные отношения с Российской Федерации и Китаем. Сербия не поддерживает санкции против России, несмотря на давление со стороны русофобской Европы, но встречает понимание у той части Европы, которая нацелена на расширение экономических и культурных связей с РФ.
Примерно такую же позицию занимает сегодня руководство Армении: оно стремится развивать отношения в экономической области и с ЕАЭС (это остается приоритетным направлением внешней политики страны), и с Евросоюзом, и с США, и с Китаем, и с Ираном, отдавая себе отчет в том, что главным стратегическим союзником остается Россия, а в ЕАЭС Армения не просто участник, но соучредитель Союза.
Лидеры Армении всегда подчеркивали, что готовы сотрудничать с Евросоюзом в любых объемах и направлениях, за исключением тех, что противоречат членству в ЕАЭС. И такую позицию занимают все страны-члены Евразийского экономического союза. Так что мяч сегодня на стороне Брюсселя, который постоянно ставит какие-то условия, и уже – после февральских договоренностей с армянской стороной – затянул движение к подписанию Соглашения с Арменией.
Тут следует заметить, что в проведении многовекторной политики важно четко знать меру и понимать, когда следует остановиться, чтобы не пострадали национальные интересы.
Напомню, что отношения между ЕС и Украиной складывались накануне государственного переворота в Киеве таким образом, что президент Украины Виктор Янукович, подписывая соглашение с Евросоюзом об Ассоциации, сначала согласился с условиями "партнера", а потом – когда понял, что он подписал – пошел на попятную. Что и стало сигналом для атаки на него украинской прозападной оппозиции и поддерживающих её зарубежных сил.
В случае же с Арменией все обстоит ровно наоборот. В 2015 году Армения проявила твердость и не подписала Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, вынудив тем самым чиновников ЕС прибегнуть к новой тактике — предложить подписать новый, более мягкий документ — Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Но и в этом случае руководство Армении занимает принципиальную позицию, предложив Брюсселю для начала заключить лишь рамочное соглашение – по сути, подписать декларацию о намерениях сторон.
Таким образом, складывается несколько парадоксальная ситуация: Армения готова была подписать Соглашение с ЕС еще зимой 2017 года, а чиновники Евросоюза перенесли подписание на неопределенный срок, испугавшись, что могут продешевить.
И сегодня, когда Сержа Саргсян говорит о готовности Армении подписать названное соглашение с ЕС осенью с.г., я лично не исключаю, что процедура подписания вновь будет отложена. А причина проста: чиновникам ЕС нужно не сотрудничество с Арменией, а подчинение армянской стороны своим политическим и иным интересам. Что в Ереване, как я полагаю, хорошо понимают.
Сегодня чиновники ЕС предлагают странам Кавказа, Балкан и любым другим странам, которые они рассматривают в качестве своих реальных или потенциальных колоний, одно и то же: грантовую и кредитную поддержку национальных элит в обмен на "реформы", за которыми стоит не что иное, как сдача подкупленными элитами национальных интересов своих стран.
В одних случаях это удается (как в случае со странами Балтии, Грузией и Молдовой), в других – нет. Так что будем объективны: в случае с Арменией руководство этой страны четко понимает меру возможного и необходимого.