Небрит и в тапочках: реальные байки и стереотипы о ереванских таксистах

© Sputnik / Asatur YesayantsТакси
Такси - Sputnik Армения
Подписаться
Ереванские такси и таксисты – отдельная песня, это неисчерпаемая своим многообразием и смысловым богатством тема. При этом такси в Ереване – это удивительно дешевый вид транспорта и, хотя сфера имеет свои проблемы (а как же без них), в целом можно сказать, что она состоялась.

Такси в Ереване едва ли не больше, чем других легковых автомобилей, и редко бывает так, чтобы невозможно было долго (по ереванским меркам – минут 15) его найти – наверное, только в будний день, когда в час пик идет проливной дождь или падает густой снег. Соответственно и конкуренция между "сервисами" и индивидуальными таксистами очень высока.

Таксисты тоже разные, как и люди вообще. Кто-то опрятен, в чистой машине, кто-то "небрит и в тапочках", по этому поводу премьер-министр Карен Карапетян не так давно выражал свое возмущение. Речь тогда шла, в основном, о таксистах, обслуживающих аэропорт "Звартноц" — об их внешнем виде и повадках. В результате был запущен автобусный рейс из центра города в аэропорт, а вот о том, насколько увеличились продажи товаров для бритья, статистика умалчивает. Если и увеличились, то ненамного, судя по всему.

Такси - Sputnik Армения
Армянские таксисты подают в суд на министра

Что касается повадок, то премьер привел в пример случаи, когда туристов вместо Севана привозили, поплутав по городу, к Ереванскому озеру. Конечно, сам по себе факт обмана омерзителен и за такие вещи надо наказывать, но в конкретно описанной ситуации, уж извините, похоже, виноват сам турист. Одно дело привезти человека из одной точки незнакомого ему города в другую, накатав много лишних километров, а здесь…

Поясню. Если мне, допустим, предстоит поездка в Боливию, то я первым делом немного покопаюсь в интернете, ну просто чтобы узнать хоть что-то про страну. И если в случае с Арменией в любом тексте для туристов важнейшее место занимает Севан, то для Боливии это озеро Титикака, прошу прощения за мой боливийский. И уж наверное я просмотрю пару десятков фотографий, если лень смотреть видеоматериалы про эту самую Титикаку, причем именно с боливийской, а не перуанской стороны. После этого, если боливийский таксист привезет меня вместо Титикаки к озерцу в центре большого города, в окружении многоквартирных зданий и посольством площадью в целый Лихтенштейн на берегу, я ему эту поездку оплачивать не стану. Ну, а если оплачу, то таксист не виноват.

Такси в Ереване обязательно как-то называются – это может быть название фирмы или собственной машины частника. Безымянными бегают только автомобили так называемых "бомбил" — тех, кто работает не целый день. Они просто устанавливают на крышу автомобиля знак таксомотора с подсветкой, а в случае надобности его можно снять за три секунды. Названия эти чрезвычайно разнообразны, а порой удивительны.

Матиас Кислер на презентации проекта немецкого студента Седрика Джолмиса по борьбе с электронными отходами в Армении - Sputnik Армения
Особый гость: таксист вернул послу Германии в Армении связь с миром

Можно понять логику тех, кто придумывает своей карете в качестве названия самые невероятные звукосочетания, составленные из слогов нескольких имен – своего, дочери и сына, жены, совладельца и жены совладельца. Можно понять логику тех, кто называет машину "Париж" или "Барселона" — ну тоскует человек по этим городам, или болеет за одноименный футбольный клуб. Поднатужившись, можно понять, зачем нужно называть такси "Дубровка", если помнишь фильм "Бриллиантовая рука", конечно. Или "Ну, погоди!" — мультик бессмертный, и вообще: догоню, увидишь, мол. Любителям же разгадывать сложнейшие логические задачи можно предложить объяснить название таксомоторов "Конец" и "Волгодонск". Какое отношение славный российский город имеет к ереванскому такси…

Конечно, есть неопрятные машины, к которым даже подходить не хочется, и такие же водители, особенно среди "неорганизованных". Но к таким можно не садиться, благо не пассажиры выстраиваются в очередь за такси, а наоборот. К тому же этих нерях становится все меньше. Да, дата рождения автомобилей подчас попадает на прошлый век, но они, как правило, чистенькие и, в основном, не издают во время поездки подозрительных звуков, характерных для разваливающихся механизмов. Да и любой водитель тоже хочет жить, и скорее всего – целым, поэтому ездить можно безбоязненно.

Средний армянский таксист, если принять на веру рассказанную им автобиографию (а таксисты в Армении обожают монологи собственного исполнения) – это бывший крепкий бизнесмен (непременная деталь: этот бизнес разворачивался не в Армении), окончивший два и более вуза. Таксисты в массе своей прекрасно разбираются в политике, экономике и международных отношениях, а также знают рецепт урегулирования карабахского конфликта в течение двух дней.

Среди ереванских таксистов, правда, попадаются люди, просто не знающие города. И ладно бы, если человеку неизвестна какая-нибудь окраинная улица – иногда не знают самых, что ни на есть, центральных магистралей. Особо винить их и не хочется – ну приехал человек из отдаленного района, работы там нет, сельским хозяйством и скотоводством заниматься тоже нельзя или неохота. Пусть подработает, рано или поздно выучит расположение улицы Туманяна или Сарьяна. Да-да, дорогие ереванцы, порой приходится таксисту объяснять, как проехать на эти улицы, или предупреждать, что левого поворота с проспекта Маштоца на Туманяна, если едешь от рынка, не было даже когда проспект этот был имени Сталина.

Однажды нужно было мне съездить к площади Республики. Для тех, кто не знает: центральную площадь Еревана называют, для краткости, просто "площадь", и всем понятно, какая именно, без уточнений. Говорю таксисту "на площадь", заметив его задумчивый взгляд, уточняю, что на площадь Республики, для верности называя ее и старым именем – Ленина. На полпути становится понятно, что человек просто не знает, куда ехать, сижу работаю навигатором. Уже на самом подъезде к цели путешествия на лице таксиста расплывается улыбка облегчения, он, наконец, понимает, что я от него хочу. "Так бы сразу и сказал, что тебе нужна кольцевая с часами", — укоризненно попенял мне водитель.

Армянские таксисты рассказали о своем участии в предстоящих парламентских выборах - Sputnik Армения
Всезнающие армянские таксисты рассказали о парламентских выборах

Слово "кольцевая" было произнесено с армянским колоритом – "калцаво", но важно другое: я оказался виноват, ибо не сумел правильно объяснить, куда мне надо. С тех пор, если мне нужно к площади, вначале называю правильный адрес – "калцаво с часами". Самое интересное, что в отдельных случаях дальнейших уточнений не требуется.

Еще одна проблема – некоторые таксисты очень не любят давать сдачу. Опять недавний пример. Таксист всю недолгую дорогу (уложилась в минимальную оплату 600 драмов) разглагольствовал о том, что у нас принято богатеть за счет ближнего своего, обманывая и "кидая" друг друга – знакомого, партнера по бизнесу, соседа, близкого родственника. Из этого он сделал вывод, что "страна никогда не станет нормальной". Он бы долго держал речь, но мы доехали быстро. Даю тысячную купюру, жду сдачи. Он ждет, пока я сойду. На напоминание про 400 драмов оратор с сожалением ответил, что мелочи нет. Пришлось красноречивому показать на дверь магазина, прямо перед которой он остановился – сходи, мол, купи себе сигареты, будет тебе мелочь.

В иных обстоятельствах спокойно бы подарил таксисту 400 драм, это же одна пачка не самых дорогих сигарет, но после такой речи сдача стала принципиальной. И здесь нужно уточнить, что такие "хитрюги" — скорее исключение, нежели правило. Большинство таксистов в Ереване исключительно честны, а что касается их пламенных монологов с абсолютной уверенностью в собственной правоте – так к этому стоит отнестись с юмором. Порой можно получить незабываемые впечатления и эмоции, правда.

Лента новостей
0