Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Отныне Армении придется чаще изворачиваться
Политическая многовекторность — это как одеяло, под которым небольшие государства могут спрятать голову, чтобы избежать вопросов, задаваемых сверхдержавами. Правда, временно. Ведь наступает момент, когда от ответов на эти вопросы начинает что-то зависеть в мире. И тогда сверхдержавы становятся настойчивее. Образно говоря, стягивают одеяло и не дают под ним прятаться.
Нечто подобное сейчас творится на глобальной политической арене, когда сверхдержавы (те же Российская Федерация и Соединенные Штаты) схлестнулись в жесткой схватке за право влияния на те или иные регионы по всему миру.
Напряженность этой схватки растет день ото дня, и уже можно представить, как мир в результате вновь будет разделен на конкретные зоны влияния с четко очерченными границами. И сверхдержавы попросту не будут позволять небольшим государствам лавировать между их интересами, проповедуя эту самую многовекторную политику.
Уже очевидно, что на мировой политической арене скоро будет превалировать принцип "или с нами, или против нас". И тяжелее придется тогда тому государству, у которого меньше территория, которое расположено выгодно с геополитических позиций и представляет больший интерес для сверхдержав, скажем, в сфере логистики, природных ресурсов или своего социально-экономического состояния.
Армении тогда придется не единожды извернуться, чтобы суметь и в такой ситуации оставить за собой право строить отношения (и политические, и экономические, и социальные) конкретно с теми странами, с которыми она считает это необходимым, по своему усмотрению.
И не нужно надеяться, что еще есть время, и что перед мировой схваткой можно попробовать занять еще более выгодные позиции. Время уже пришло. Запад и Восток перед схваткой уже подсчитывают свои резервы, потенциал и доверенных сторонников. Требуют заверений в искренней дружбе и взаимопонимании. И давление нарастает день ото дня, что видно невооруженным взглядом. История с неучастием Армении в натовских учениях в Грузии — тому подтверждение.
Когда давление нарастает
Было бы неплохо, конечно, несмотря на членство в ОДКБ и наличие 102-й российской военной базы, быть на короткой ноге и с западными военными структурами. С тем же НАТО. Ведь участвовали же в каких-то учениях, и до недавнего времени это и было свидетельством удачного применения принципа многовекторности во внешней политике. Умение договариваться на равных с государствами, которые больше, сильнее и влиятельнее нас.
Однако противостояние между Россией и Западом нарастает, равно как и давление на Армению. Причем в данном случае речь вовсе не идет о давлении русских, из-за которых, как утверждают прозападные эксперты-аналитики, и не поехали в Ахалкалаки армянские солдаты. Вовсе нет.
Не было ни заявки на участие в учениях, ни положительного ответа министерства обороны на приглашение. Поэтому и давления со стороны союзника по ОДКБ просто быть не могло — логики никакой.
А вот громогласные заявления самого НАТО об участии Армении в предстоящих учениях были. И публикации в отечественной прозападной прессе тоже были. И удивленные глаза (образно, конечно) представителя грузинской стороны, принимающей на своей территории учения, были тоже. Чем не давление? Причем посредством воздействия на общественность страны.
Ведь все было обставлено так, что до самого последнего момента общественность была уверена, что армяне на учения Agile Spirit-2017 в Грузию поедут. Что и дало потом повод говорить, что именно русские не разрешили участие. Да так, чтобы и общество в это поверило. Чем не давление?
А ведь до начала мероприятия ни в прессе, ни в заявлениях приглашающей армян стороны (будь то натовцы или грузины) ни разу не было специально отмечено, что сценарий учения Agile Spirit-2017 предполагает совместную операцию по обеспечению стабильности и наступлению/обороне. Если и было, то мельком.
Понятно, что в приглашении, направленном в адрес самого армянского Минобороны, сценарий обязательно должен быть расписан. А вот общественности знать этого не надо — а вдруг зададутся вопросом: против кого это армяне совместно с турками и азербайджанцами собираются тренироваться обеспечивать стабильность, наступать/обороняться?
Когда все было просчитано изначально
Ну и понятно, что принцип многовекторности, которого старательно придерживается Армения, не позволяет с ходу заявить натовским представителям, что подобный сценарий хотя бы в том же политическом контексте Армению не устраивает. Не заявили. И позволили сейчас плясать на костях именно той самой многовекторности.
То есть приглашающими изначально было просчитано, что в учениях с таким сценарием в этом регионе Армения участвовать не будет — такова региональная политическая составляющая. И дело не в России, а в политических военно-оборонительных пристрастиях самого официального Еревана. Однако и многовекторность ему сохранить необходимо. На том и сыграли.
Во времена, когда взаимоотношения между РФ и США были, скажем так, хотя бы терпимыми, американцы не сыграли бы так "грязно", как сейчас. Зная проблемы с Турцией и учитывая карабахское противостояние. Имея в виду и наличие ОДКБ, и то, кто защищает армяно-турецкую границу, и фактор 102-й военной базы. Понимая, что та самая многовекторность — это именно неучастие в подобных учениях, направленных против союзника и партнера. Совместно с потенциальным региональным противником. Даже врагом.
А сейчас, наоборот. США специально именно так и поступили, причем устами посла заранее сделав то самое знаменитое шумное заявление о самостоятельности решений, принимаемых Арменией. Изначально казалось, что сказанное — всего лишь неудачный оборот, недопустимый для дипломата такого ранга. Однако нет. Видите, каким было заявление — с дальним прицелом? Чем не давление на Армению?
Так что следует смириться с тем, что в сложившейся ситуации применять принцип многовекторности будет все труднее и труднее. Равно как и обходить козни, которые все чаще и чаще будут строить против Армении остальные участники глобальной политической игры. Чаще станут сдергивать одеяло…