В конце прошлой недели, в течение одного дня, глаз резанули два странных атрибута ереванских улиц.
Сначала на проспекте Комитаса совершенно случайно (ибо никогда не обращаю на них внимания) бросилась в глаза рекламная растяжка с потрясающим текстом: "В школу – с новым смартфоном!". Интересно – специалистам из департамента образования мэрии, самому профильному министерству не кажется чудовищным текст этого рекламного баннера?
Вторая, мягко говоря, странность – вот какая. Все, конечно, видели на столичных улицах большие такие тумбы с постерами, на которых изображены великие армяне. Хотелось бы узнать у мэрии – на ее официальном сайте об этом ни слова – кто составлял и утверждал список "великих армян" для этого проекта? Портреты Комитаса, Азнавура, Католикоса Вазгена I, полководцев и действительно крупных политических деятелей вопросов не вызывают, но по меньшей мере странно видеть в этом ряду Сержа Танкяна.
При всем уважении к Танкяну, к группе и фанатам музыканта, его соседство с Азнавуром и Комитасом вызывает лишь недоумение. И потом, почему только рок, это же форменная дискриминация других жанров – логично объявить "великим армянином", например, Спитакци Айко – поклонников его едва ли не больше, чем Танкяна, и он тоже достоин смотреть на нас с тумбы. И что такого великого сделал этот музыкант? Кстати, не одним Танкяном исчерпываются лица, непонятно, по каким критериям представленные в этом проекте, но это отдельный разговор.
А сейчас речь вот о чем: начало учебного года, дети идут в школу. Все дети, а не только отпрыски родителей, обеспеченных настолько, что могут купить своему чаду смартфон в школу. Как раз тех, кто не может этого себе позволить, наверное, большинство. Ребенок же, умеющий читать, и пока воспринимающий любое написанное слово как руководство к действию, вдаваться в тонкие материи не намерен, а требует у родителей смартфон, без которого в школу ну никак. Без учебников – можно, без знаний – да пожалуйста, без тетрадей и дневников – нет проблем! А без смартфона – ни в коем случае, что ему без него делать на уроках? Он же должен слушать вместо физкультуры Танкяна, которого надо проходить в школе, раз он "великий армянин".
Почему именно вместо физкультуры, спросите вы? А вот почему. Не секрет, что во многих школах уроки физкультуры не проводятся, по разным причинам – нет условий, экономят на зарплате учителей, да мало ли что. С этим представители министерства образования могут не соглашаться сколько угодно, но это факт. Вместо уроков физкультуры – внимание! – ученикам, например, третьих классов предлагается, ни много, ни мало, учебник по физкультуре.
Предполагается, видимо, что учащиеся младшей школы, побросав не то, что математику, но даже смартфоны с Танкяном внутри, начнут читать физкультурный учебник и смогут почерпнуть для себя массу полезного – как ставить ноги на ширину плеч, как правильно делать приседания, и прочее в том же духе. А потом непременно поверят теорию практикой, а добросовестные родители, наравне с заданиями по арифметике и родному языку, скажут дитю: "Давай посмотрим, как ты выучил физкультуру".
Специалисты – педагоги и методисты – могут привести массу убедительнейших доводов абсолютной необходимости учебника физкультуры в третьем, прости господи, классе. Привести-то могут, только на тридцатой секунде слушать их станет невмоготу, потому что физкультура по учебнику – это как забеременеть по интернету. Еще раз – в конкретной школе, где третьеклашкам раздали такие учебники, часы физкультуры отданы другим предметам, а сами учебники детям предложили оставить в школе, чтобы не носить их в портфелях и не трепать почем зря.
А ведь такой учебник кто-то писал, потом его утверждали, потом издавали и распространяли по школам… И, конечно, за все это платились заработные платы и гонорары, оплачивалась бумага и типография. Эти деньги, конечно, выделены из государственного бюджета, из того его раздела, что предназначен для нашего несчастного среднего образования. Сколько на эти деньги можно было отремонтировать школьных спортивных залов, чтобы дети не учебник читали, а занимались физкультурой? Построить новых спортплощадок, элементарных мячей закупить, наконец? И пусть министерство не делает вид, будто не знает, что зачастую в школах, где пока еще проводятся "практические занятия" по физкультуре, родителей просят отправлять детей со своими мячами. Воистину – нет предела совершенству…
Из неподражаемых заданий, которые предлагает детям сие, с позволения сказать, "учебное пособие", отметим лишь одно, просто для примера, иначе цитировать можно, пока книга не кончится. Вот указываются факторы, способствующие закаливанию – солнце, воздух и вода. Как вам такое предложение (перевод с армянского самый дотошный): "Закаляться воздухом ты можешь во время прогулки, игр и упражнений на свежем воздухе". Без комментариев, правда? Вытираться после душа надо непременно сухим полотенцем, советует пособие. А еще детям предлагается ежедневно заполнять таблицу – сколько времени они провели на воздухе, сколько – в душе, сколько – под солнцем. Жизнь с секундомером в руке – Жванецкий нервно курит в углу.
И после таких учебников – разве странно, что родители в массовом порядке не считают обязательным посещение школы их детьми? Настолько, видимо, в массовом, что теперь введены штрафные санкции за отлынивание от школы. Правда, ни одного штрафа еще не выписано, да и вряд ли будет создан прецедент, но уже сам факт определения наказания знаменателен. Особенно, когда 12-летнее образование стало обязательным.
Разумеется, кто намерен ходить в школу 12 лет, тот ходить будет, кто не собирается – не станет, несмотря на все карательные меры. Теоретически, за 120 пропущенных часов "нерадивый" ученик должен сдавать экзамен, а в случае 200 часов прогулов — останется на второй год. А практически – тем, кто не собирается посещать школу, особенно – выпускной 12 класс, просто не будут ставить прогулы, как это до сих пор и делалось. И опять – министерство прекрасно об этом знает.
Не будем сейчас вдаваться в рассуждения о необходимости 12-летней "обязаловки". В обществе, не таясь, говорят о том, что цель – заставить призывников проучиться в школе вплоть до призыва в армию. Возможно, что такая цель тоже ставится, только, как показывает опыт, тот, кто непременно хочет откосить от армии, все равно это сделает. Есть масса способов избежать армейской службы, и уж не школа станет препятствием отказникам.
С одной стороны министерство образования пытается найти какой-то выход из тупика, в котором оказалось и среднее, и высшее образование в стране. С другой – вот такие учебники, вместо которых лучше действительно смартфон в руке и "великий" армянин Танкян в нем. Почему-то кажется, что Танкян сам не в курсе того, что его решили уравнять в величии с Комитасом, а если узнает, то, как нормальный человек, попросит исключить его из проекта. И – да, пусть он почаще выступает с группой в Армении, в том числе и на главной площади страны, это всегда праздник для очень многих людей.