Армен Халатян, специально для Sputnik Армения.
Старые здания, сохранившиеся в Ереване
Мое детство пришлось на празднование 2750-летия Еревана. Разбуди любого ереванца того поколения среди ночи, и он вам без запинки выдаст, что Ереван самый древний город на территории Советского Союза и даже на 30 лет старше Рима. Собеседникам из других республик и иностранцам эта информация подавалась со скромным достоинством, но в глазах читалось — "когда вы еще на ветках сидели…, мы уже строили дома и дворцы…".
Справедливости ради скажу, что если не считать развалин древней крепости Эребуни, — памятника истории Урартского царства, а также нескольких старинных церквей, разбросанных по территории современной столицы Армении, Ереван как настоящий город сформировался гораздо позже — на рубеже XIX и XX веков.
Первый генеральный план развития города был принят в 1856 году, после вхождения Восточной Армении в состав Российской империи (1825). Тогда была сформирована сетка улиц, определяющая планировку центра до сих пор. С той поры до нас дошло такое, например, неформальное название одной из площадей как "плани глух" ("голова плана" — то есть венчающая план круглая площадь).
В 1902 году через Ереван прошла железная дорога, а в 1906 году здесь открыли трамвайное сообщение. Одним словом Ереван развивался как типичный губернский город Российской империи, застроенный такими же двух-трехэтажными домами, какие можно встретить в Тбилиси, Одессе и других южных городах. С арками, ажурными решетками балконов и другими милыми приметами архитектурного стиля того времени.
После того, как Ереван стал столицей Советской Армении в 1920 году, начался стремительный рост города. Население Еревана выросло в 15 раз, с 65.000 в 1926 году до миллиона в 1979 году.
Но главный архитектор города Таманян в своем плане развития 1924 года решил не трогать сложившуюся историческую планировку улиц. В центре Еревана сохранились любимые ныне урбанистами да и просто обычными жителями небольшие кварталы с малоэтажной застройкой. Многие исторические дома, построенные на рубеже веков, были сохранены, а вновь построенные в 30-50-х годах также имели выразительные фасады и небольшую этажность – 3-5 этажей.
Центр Еревана опоясали полукольцом бульваров с фонтанами, а также "пронизали" несколькими бульварными "осями" тоже с фонтанами, дающими необходимую свежесть в летнюю изнуряющую жару.
Одним словом к концу 80-х годов XX века, центр Еревана представлял собой довольно слаженный архитектурный ансамбль, малоэтажной застройки 30-50-х годов, с вкраплениями и целыми улицами исторической застройки конца XIX — начала XX века.
Уродливые советские девятиэтажки тоже "имели место быть", но в основном прятались внутрь кварталов — во дворы. На фасады улиц выносились дома с оригинальной и довольно привлекательной архитектурой.
Сталинские дома 30-х 50-х годов, а также более поздняя малоэтажная застройка смотрится вполне аутентично и отлично приспосабливается к современным туристическим временам.
Мы построим вам новый город — лучше прежнего!
После распада СССР, Ереван, как и всю Армению, потряс жуткий кризис. Многие годы на улицах не было уличного освещения, свет в жилые дома подавался на несколько часов в сутки. Не было отопления и отчаявшиеся жители рубили деревья в парках. На улицах вырубили все деревянные скамейки.
Весь этот кошмар закончился только ко второй половине 90-х годов.
Наконец, когда с середины нулевых годов XXI века экономика Армении стала оживать, в Ереване начался строительный бум. И что же? Первой знаковой стройкой стало строительство так называемого "Северного проспекта". Это гигантская "просека" которую стали прорубать прямо через исторический центр, уничтожая по пути всю историческую застройку на корню. Эта акция подавалась как "возвращение к истокам" — так как в плане развития города архитектора Таманяна (1924 г) этот проспект был предусмотрен. Почему тот же Таманян все же не стал его реализовывать, хотя успешно построил множество объектов в двадцатые и тридцатые годы, и почему к идее Северного проспекта не возвращались после этого шестьдесят лет, история умалчивает.
Было объявлено, что старые дома в центре города будут разобраны и перенесены в другое место — и там создадут нечто вроде этнографического музея. Камни стоящих под снос домов стояли промаркированные номерами, и это выглядело "успокаивающе".
Интересно, что высотные дома на Северном проспекте строятся в подражание архитектуре пятидесятых годов. То ли из-за того, что это время засело в коллективной памяти, как "Золотой век "("когда масло можно было купить без талонов и оно лежало в магазинах"), или же это попытка смимикрировать под архитектурный стиль главных архитектурных памятников того времени, например, Площади Ленина (ныне площади Республики), — сделать вид что так все и было или могло быть.
Вместо снесенного двухэтажного исторического здания библиотеки и других похожих домов к комплексу зданий Площади Республики (справа) пристраивают новодел той же этажности (под стиль) — как будто все так и было…
Северный проспект — как девелоперский проект скорее всего потерпел неудачу, так как до сих пор, десять лет спустя многие дома стоят пустые, с темными окнами.
Как и во многих других странах пузырь недвижимости в Армении лопнул в 2009, но к сожалению это не остановило "великие стройки" в центре Еревана. Складывается впечатление, что нынешние власти строят абсолютно новый город на месте старого (и отметим в скобках неплохо сохранившегося), и ни одно здание будь оно начала XX века или более современное, не имеет "охранной грамоты".
Новые дома "втыкаются" на любой свободный пятачок земли, как то — школьный двор, просто двор, в котором и так уже "яблоку негде упасть". Неважно. Говорят в Ереване во многих школах не проводятся уроки физкультуры потому, что нет оборудованных залов и нет даже места во дворах.
Там где были трех-пятиэтажные дома теперь такое…
"Думали "отсидеться",потому, что у вас и так тесный двор обставленный со всех сторон девятиэтажками? А вот вам новый "элитный" дом!
В чем причина бума строительства, на фоне бедности абсолютного большинства населения Армении?
Очевидно ставка делается на диаспору — за пределами Армении проживает больше армян, чем на исторической родине: только в США и Франции по миллиону.
Кроме того, возможно роль играет иранский фактор. Армения граничит с Ираном и имеет с ним хорошие отношения. Иранцы же боятся бомбардировок США и на всякий случай прикупают квартиры — "запасные аэродромы" в Армении.
На подступах к площади республики — здесь были 3-4 этажные дома. Теперь этот район изменился до неузнаваемости.
Новый Ереван побеждает старый. Сносим — строим…
Иногда старые фасады — стыдливо включаются в новодел. Мол сохраняем историческое наследие. Такие трупики — чучела прошлого.
А еще сохранившиеся старые дома можно изуродовать всякого рода надстройками и кондиционерами.
Сохранность архитектурного ландшафта похоже никого не волнует. Когда- то архитекторы бурно дискутировали на тему допустимо ли строительство здания Картинной галереи на площади Ленина, так как оно становится новой доминантой площади, забирая ведущую роль у Дома правительства….
Теперь похоже такие споры — эстетский пережиток прошлого.
Белый дворец "утопии" на месте разрушенной прежней застройки. Попытка доказать архитекторам тридцатых годов, что мы можем лучше?
Каждый парк должен быть "обложен" элитными домами.
Есть старинный армейский анекдот: "если оно движется отдай ему честь, а если оно не движется — покрась его".
В применении к Еревану можно сказать, что если где-то на карте вы увидели зеленый пятачок — скверик, деревцо, фонтан надо его обложить кафешками, а затем элитными многоэтажными монстрами, что убьет это место на корню.
Здесь был парк — два километра до центральной площади тянулась зеленая зона с фонтанами. С двух сторон парк обрамляла двух-трехэтажная застройка, с редкими вкраплениями пяти-девятиэтажных домов.
Теперь как мы видим с двух сторон плотная стена "элитных многоэтажек" по 16-20 этажей, которые строят на протяжении последних десяти лет, да так и не могут остановиться. Пыль, шум стройки, строительный мусор и уродливые заборы — непременные атрибуты "элитной" жизни.
Фонтаны не работают последние 25 лет.
Правда в последние годы начали реконструкцию парка. Для начала воздвигли уродливый кривой забор.
После реконструкции обещают "образцовую" площадь в стиле авторитарной архитектуры 30-х годов.
Минимум зелени, максимум широких дорожек облицованных каменными плитами. Будет где порезвиться детям и беспощадному ереванскому солнцу. Пока будет приведена в порядок территория вокруг пройдут многие многие годы, а пока жители центра (и тех же элитных домов) наслаждаются вечной стройкой.
Кстати руки новаторов тянутся не только к историческим домам начала двадцатого века. Но и к памятникам архитектуры советских времен. Например, полностью был разобран и собран заново Ереванский центральный рынок. Прежний облик его восстановили. Но перестроили в супермаркет и сводчатый потолок закрыли за ненадобностью.
Многим ереванцам супермаркет нравится. В Ереване мало супермаркетов европейского класса и появились они совсем недавно. А таких домов как Центральный рынок пока много…
Исторический фасад — чеканку закрыли шифером и оргстеклом цветочных киосков… А какая разница?!
Вместо истории — фантик
Кстати власти Еревана пообещали жителям города вернуть исторический центр. На строительство торгово-общественного комплекса "Старый Ереван"(с подземной двухэтажной стоянкой) инвесторы планируют выделить аж 130 миллионов долларов.
Проект "Старый Ереван", по сообщениям мэрии, предусматривает воссоздание архитектурного облика армянской столицы конца XIX – начала XX веков. На небольшом пятачке в центре города планируется восстановить несколько десятков зданий и архитектурных строений, воздвигнутых в этот период и представляющих историческую и культурную ценность.
Хотели Исторический облик города?— получите!
Характерно, что центр строится как раз на месте реальных исторических домов. Их сносят под предлогом аварийности, жутких коммунальных условий, чтобы затем на их месте построить чучело Старого Еревана.
Авторы проекта жалуются — "именно процесс отчуждения и расчистки территорий, завершение которого планировалось уже к концу текущего месяца, продолжает оставаться одним из наиболее важных и сложных проблем на данном этапе, существенно тормозящих осуществлению строительных работ. "
Потеря исторической памяти
Имеет ли смысл объяснять градостроителям в кавычках, которые считают строительство подобных "Диснейлендов" достойной компенсацией уничтожения исторического облика города, что улицы, дома имеют ценность не только как "мумии", камни, а как места где живут люди, места где жили различные исторические деятели и горожане, куда можно привести детей и показать — в этом доме жил известный поэт, писатель, эта улочка отображена в известном романе, была декорацией к художественному фильму, ее отобразил в своей картине известный художник.
Мы приезжаем в Европу и видим дома, кафе, магазинчики, которым по 300-400 лет. Мы посещаем первую аптеку города, и дом в котором останавливался Петр I. И это создает неповторимую уникальность места. Такое нельзя создать с нуля. Можно только хранить и культивировать.
"Культурное и историческое наследие – это не то, что имеет ценность изначально. Понимание его уникальности и возможных выгод приходит при определённом уровне развития общества и его культуры. В результате целенаправленной работы по их развитию. Ещё 300 лет назад даже Форум и Колизей не воспринимались жителями Рима, как какая-то ценность. Постройки использовались исключительно как источники строительных материалов, а не как основа для культурного развития и создания туристической экономики. Российское общество ещё непременно дорастёт до массового осознания ценности этого пласта культуры, но случиться это может слишком поздно." Это цитата от авторов российского движения по сохранению исторических зданий Том Сойер Фест.
Боюсь, что для Еревана уже слишком поздно.
Переуплотнение центра приведет к бегству людей в пригороды
Кроме того, такая плотная застройка, без предусмотренных парковочных мест, в сочетании с узкими улицами неизбежно приведет к закупориванию дворов и улиц центра машинами. Это уже сейчас происходит, но проехать пока можно. Резкий приток в центр автомобилизированных граждан приведет к транспортному коллапсу.
Уже сейчас в центре очень шумно по ночам, а уплотнение населения и транспортного движения сделают жизнь здесь невыносимой. Логичный выход — бегство в пригороды. Уверен, что такой тренд наметится в ближайшие несколько лет. Благодаря хорошим дорогам из Еревана довольно быстро можно добраться в пригороды и более отдаленные уголки Армении, например к озеру Севан.
Как только девелоперы сообразят, что надо наращивать строительство частных домов и поселков, рассчитанных на средний класс в окрестностях Еревана, цены на новоделы в центре упадут, и многие из них так и останутся пустыми памятниками человеческой жадности. Но, к сожалению, их не получится так же легко снести — как это было с палатками в Москве, построенными в девяностые.
Разрушение городских сообществ
Другим важным последствием "большого слома" является нарушение живой ткани городских, дворовых сообществ, где люди живут бок о бок несколько поколений подряд, постепенно принимая, впитывая новых "поселенцев", формируя свою уникальную городскую культуру.
Эта культура в разные времена может быть консервативной, в чем-то даже агрессивно обороняющейся (в Ереване моего детства подросткам нельзя было просто так зайти в чужой двор, можно было и нарваться…), но это реальные городские сообщества, со своими неформальными лидерами, наблюдателями (жительницы первых этажей), сообщества где культивировалось уважительное отношение к соседям. Это несомненно актив, с которым Ереван мог войти в новую рыночную эпоху, где от каждого жителя требуется большая вовлеченность в решение вопросов собственного подъезда и двора.
Но власти города продемонстрировали жителям города недвусмысленное послание — вы здесь не при чем! Вы ничего не решаете. Завтра в вашем дворе появится элитный монстр, и вы с этим ничего не сделаете. Завтра на месте любимых улочек вашего детства появится новодельное нечто, и все туристические буклеты будут уверять, что "Северный проспект", или например "Старый Ереван" это именно то, самое интересное, что есть в современной столице Армении. Венец его двухтысячесемьсотлетней истории…
А туристы будут вежливо кивать, а сами сбегать в переулки — ловить остатки уходящей натуры…