О карабахских корнях, семейной истории спасения во время Геноцида армян, любви к Параджанову кандидат филологических наук, старший преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета Егор Сартаков рассказал в интервью Sputnik Армения.
— Вы впервые в Армении. Что вы почувствовали, ведь в ваших жилах течет и армянская кровь?
— Я давно хотел попасть в Армению и, как вы верно отметили, на четверть армянин. Моя бабушка Лариса Азатян, которой сегодня уже 92 года, армянка. Однако за всю свою жизнь она ни разу так и не побывала здесь, сегодня живет в Сибири. Про Армению она мне рассказывала с детства, готовила армянские блюда. Я знаю несколько слов по-армянски. Давно хотел приехать сюда, случай подвернулся после открытия филиала московского государственного университета в Ереване. При первой же возможности приехал.
— Как ваша бабушка попала в Сибирь?
— Отец моей бабушки Ованес Азатян родился в 1886 году в Нагорном Карабахе, и во время Геноцида армян 1915 года бежал оттуда вместе с семьей в Узбекистан. У бабушки были еще и старшие братья и сестры. Они обосновались в Ташкенте. Позже, уже во время Великой Отечественной войны, бабушка поступила в институт в Ленинграде. После окончания института по распределению попала в Сибирь, где и вышла замуж за сибирского крестьянина. Она там всю жизнь и прожила, хотя ей всегда не хватало солнца. Бабушка в Сибири умудрялась готовить грецкие орехи в виноградном соке — чурчхелу.
— Как вы узнали о семейной истории?
— По тетрадке моего прадеда. Он вел дневник воспоминаний. Эти сухие записи достались моей бабушке, их она передала моему отцу. Я и прочитал. Воспоминания написаны по-русски, в них он пишет о регулярных столкновениях между армянами и азербайджанцами. Эти столкновения и вынудили его бежать из Нагорного Карабаха.
Прадед хорошо писал и говорил по-армянски, но бабушку так и не научил. Семья была большая, и он считал, что все должны учить русский язык, так как верил в интернациональное советское государство и в то, что будущее за русским языком. Бабушка стала учить армянский в зрелом возрасте по самоучителям. Я же знаю несколько слов — "барев" и еще парочку.
— Кто вам импонирует из великих армян?
— Мне импонирует гениальный армянский режиссер Сергей Параджанов. Он родился в Грузии, окончил институт в Москве, жил в Киеве и Тбилиси. Человек, который привнес Армению в мировое культурное пространство. Понять Параджанова вне Армении невозможно. Неслучайно всю свою большую коллекцию он завещал дому-музею в Ереване.
— Что вы успели посмотреть за это время?
— Я посмотрел монастыри, расположенные вблизи Еревана, съездил в резиденцию патриарха армянской церкви, где хранятся многие знаковые вещи, в частности, копье Лангина (имеет в виду Эчмиадзинский кафедральный собор, — ред.).