Лилит Арутюнян, Sputnik.
Фрески монастыря Святой Богородицы, расположенной в крепости Ахтала, датируются XIII веком. По площади росписи, по стилю, а также по богатству и разнообразию сюжетов аналогов им нет не только в Армении, но и во всем Кавказском регионе. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения настоятель ахталинского монастыря Тер Этум Тарвердян сообщил, что художественные фрески занимают площадь в 960 квадратный метров. Они были созданы в 1206-1216 годах, а финансировал работы атабек Иване Закарян.
"Армянский историк Киракос Гандзакеци пишет, что в XIII веке Иване Закарян передал монастырь армянам-халкидонитам. Тогда монастырь Святой Богородицы был для них Первопрестольным, то есть, духовным центром", — говорит священник.
По его словам, в создании фресок участвовало восемь армянских мастеров, но сохранились имена только двоих. На первом слое фресок — тесаном камне, написано два имени — Овсеп и Геворг. Причем написаны они на древнеармянском языке — грабаре.
"Есть интересная история о том, почему эти мастера оставили свои имена. Думаю, что, расписывая стены монастыря в византийском стиле, они боялись, что история забудет о том, что эту работу выполняли именно армянские мастера. А в таком случае грядущие поколения смогли бы получить достоверную информацию, если бы с течением времени стерлись бы верхние слои фресок. Это очень интересная тема для исследования", — отмечает Тер Этум.
В купольной части алтаря изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем на руках. Однако лицо Богоматери повреждено. По словам Тер Этума, история повествует о том, что в XIV веке Тамерлан, зайдя в монастырь, видит, что там пусто, никого нет. Но в тот же момент вдруг раздается плач ребенка. Завоевателю сначала кажется, что это храм плачет по его грехам, поскольку он погубил огромное количество людей на своем пути. Но услышав крик ребенка во второй раз, Тамерлан понимает, что в задней части церкви есть убежище. Кстати, эти убежища, куда люди поднимались и прятались, сохранились до сих пор. Но полководцу так и не удается отыскать ход, который туда вел. И тогда он приказывает своим воинам принести пушку и выстрелить. В результате лицо Богоматери было повреждено. Однако монастырю чудом удается устоять… Дело в том, что церковь с четырех сторон украшают барельефы в виде крестов, а самая большая из них находится на восточной стороне. Так вот, если посмотреть на него, то можно увидеть, что посередине креста пусто. Таким образом, пушка ударила в самую его середину и вылетела, не разрушив храм. Настоятель монастыря обращает внимание на то, что среди изображений святых есть также Святой Григорий Просветитель. Это, по его мнению, еще раз доказывает, что росписью занимались именно армяне.
Западная стена, по словам священника, самая красивая. Но каноническая последовательность ее сильно нарушена. "Некоторые специалисты, в частности, Алексей Лидов утверждает, что здесь есть и грузинские элементы. Он предполагает, что армяне не могли настолько отойти от канонической росписи. Внизу же изображены шесть святых, но Лидов отмечает интересную особенность: эти шесть святых должны были бы быть грузинами, как многие думают, но исследования показали, что это не грузины, а ассирийцы, которые в VII веке основали в Грузии монашество", — говорит он.