ЕРЕВАН, 2 окт – Sputnik, Давид Галстян. Процесс обретения Нагорным Карабахом независимости рассматривался в Каталонии и Курдистане как прецедент, сказал Sputnik Армения политолог Сурен Саркисян.
"Это международные процессы, которые происходят в разных странах, речь здесь идет о попытке реализовать право на самоопределение. С политической точки зрения это может быть хорошим поводом для нас, чтобы использовать данный факт на различных площадках", — сказал Саркисян.
С другой стороны, отметил он, сам Карабах может быть прецедентом для борющихся за самоопределение народов.
Для армянской стороны, эти процессы являются дополнительным политическим инструментом, на который непременно следует обратить внимание.
По словам Саркисяна, карабахский опыт обретения независимости обсуждался в Барселоне и Эрбиле на различных уровнях.
"Понятно, что официальные Барселона и Эрбиль не могут рассматривать Арцах в качестве прецедента, однако на общественных площадках, в научно-исследовательских центрах и экспертных сообществах этот вопрос рассматривался именно как политический прецедент", — сказал Саркисян.
В чем различия?
Лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян присутствовал в качестве наблюдателя на референдуме в Курдистане. В беседе со Sputnik Армения он обратил внимание на определенные различия между Карабахом, Каталонией и Курдистаном.
По его словам, в случае Нагорного Карабаха никакого противоречия с международным правом и Конституцией бывшего СССР нет.
"В законе было сказано, что любая автономия, компактно проживающий народ имеют право выйти из состава той республики, которая выходит из состава СССР. Азербайджан заявил о выходе из СССР, арцахцы провели референдум и вышли из состава АзССР. Противоречий между территориальной целостностью и самоопределением здесь не было", — сказал Саркисян.
В Курдистане, по его словам, референдум был проведен в условиях, когда центральное правительство, несмотря на противоречия Конституции, фактически не контролирует территорию, где был проведен плебисцит, и не могло помешать свободному волеизъявлению. По его словам, это очень важная деталь. В Каталонии же правительство предприняло все шаги, чтобы помешать референдуму.
По словам Саркисяна, возврата к старой схеме взаимоотношений Эрбиля с Багдадом быть не может. Как и в случае Карабаха и Каталонии.
"Все эти территории прошли точку невозврата. Даже при условии, что стороны договорятся, будут новые взаимоотношения, новый уровень суверенитета", — сказал Саркисян.
Как показывает опыт, когда власть начинает пугать народ, то противоборствующие силы объединяются. Так было в Курдистане, когда оппозиционные партии, ранее выступавшие против референдума, после жесткой реакции Анкары и Багдада, изменили мнение на противоположное (это касается и Каталонии), отметил политик.
В этих условиях, по его словам, внешняя угроза выступает лишь в роли катализатора стремления населения к независимости.
"Курды будут благодарны Эрдогану, если он начнет военные действия против Эрбиля. Тогда представители этого народа, проживающие в разных странах мира, объединятся против Турции", — сказал Саркисян.
По его мнению, любое движение Курдистана и Каталонии по пути к независимости, естественно, будет отражаться и на вопросе Карабаха. Самим курдам было очень интересно, как Арцах шел к независимости, и Саркисяна даже просили задержаться для того, чтобы прочитать лекцию о Карабахе.
"Этот опыт очень интересен для них, и также важен для нас", — сказал Саркисян.
Ситуация в Курдистане и внешняя угроза
Информационный советник президента Курдистана Кефах Махмуд (Kefah Mahmoud) сообщил Sputnik, что контроль над границами региона и КПП остается под контролем властей Курдистана. По его словам, аэропорты в Эрбиле и Сулеймании управлялись Багдадом, поэтому решение о приостановке их работы принималось центральными властями. При этом ситуация на границе с Турцией и Ираном остается спокойной.
"КПП на границе с Турцией работают в обычном режиме, ничего не изменилось. Никаких шагов ни со стороны турецкого правительства, ни со стороны руководства Курдистана не предпринималось. КПП всегда находились и до сих пор находятся под нашим контролем", — сказал советник.
Махмуд прокомментировал и заявления багдадского правительства об отправке в Курдистан воинских подразделений, чтобы взять под контроль пограничные КПП.
По его словам, "это смешно", так как КПП на границе с Ираном и Турцией находятся в ведении правительства Курдистана. Любая попытка вмешаться и изменить это положение противоречит конституции и федеральным законам Ирака.
"Автор" референдума Израиль?
Советник министерства иностранных дел ИРИ Хоссейн Шейхольэслам в интервью Sputnik назвал Израиль основным инициатором проведения курдского референдума.
"Идея независимости Иракского Курдистана принадлежит Израилю, который хочет добиться распада ряда государств через их дробление по национальному признаку. В соответствие с этим планом, часть территорий на Ближнем Востоке должна отойти к маронитам, часть территорий — друзам, и в этом случае часть территорий может отойти к евреям. Одним из первых шагов в осуществлении этого плана стал референдум о независимости Иракского Курдистана", — сказал Шейхольэслам.
По его словам, очевидно, что Масуд Барзани пользуется поддержкой Израиля. Израиль делает всё для обострения напряженности в регионе и сейчас, когда борьба с ИГИЛ близка к завершению, он хочет разыграть национальную карту для создания новых конфликтов и дестабилизации.
По мнению Шейхольэслама, Иран, Сирия, Ирак и Турция должны объединить свои усилия, чтобы предотвратить этнический сепаратизм и попытки дробления Ближнего Востока.
Как будет регировать Иран
Эксперт Центра стратегических исследований Среднего Востока, секретарь иракско-курдского круглого стола в International Peace Studies Centre Ардешир Пашанг считает, что Иран принимал все возможные меры, чтобы предотвратить появление нового курдского государства у своих границ.
"Однако было ясно, что рано или поздно это произойдет и Иран подготовил три развития событий. Сценарий А — борьба за отказ Курдистана от независимости, B — отсрочка независимости Курдистана и С — план мер в случае отделения Курдистана от Ирака", — отметил Пашанг.
По его словам, у Ирана нет территориальных претензий ни к одной из стран мира. Иранские вооруженные силы созданы для обороны. У Ирана только одна проблема в Иракском Курдистане — это присутствие там таких оппозиционных партий, как "Кумуле" и "Пежак". Поэтому возможны столкновения иранских ВС с этими элементами на территории Курдистана.
Но такой подход возможен при специальных операциях, он не связан с отделением Курдистана от Ирака.
"Основная линия политики ИРИ в отношении Курдистана будет направлена на сотрудничество с молодым государством. Иран не желает терять всего того, что было достигнуто с иракскими курдами за последние 40 лет", — отметил Пашанг.
По его мнению, провозглашение независимости Курдистана однозначно повлечет за собой негативные последствия на Среднем Востоке, объятом кризисами и волнениями. Кроме того, будут происходить изменения в структуре безопасности этого региона, а также в различных коалициях.
С другой стороны, по его словам, усиление курдского элемента в четырех странах, граничащих с Курдистаном, окажет положительное влияние на весь регион.